Удивительно живописная местность, именуемая с начала XVI века Святыми горами, находится в административных границах Славянского района и города-курорта Святогорска Донецкой области.
Над гладью реки Северский Донец нависают меловые холмы высотой до 200 метров, поросшие реликтовым лесом, который составляет основную ценность Национального природоохранного парка «Святые горы».
О притягательной силе природы Святогорья писали многие писатели, поэты, но, пожалуй, лучше других сказал В. И. Немирович-Данченко в 70-х гг. XIX в.: «Я видел Соловецкие острова с Анзерской горы, Заволжье с откоса в Нижнем, панораму Урала с Растеса, Заднепровье с Киево-Печерских высот, волшебные равнины Аварии и Койсу, целое море Балкан с орлиного гнезда на св.Николае, счастливые долины Гирловского султанства с Дервиш-горы, но если бы теперь мне еще раз пришлось полюбоваться на эту громадную картинку с меловых скал Святогорских, я, несомненно, многое забыл бы ради нея».
Наибольший интерес из растительного мира представляет меловая сосна, возвышающаяся над разнообразной и многоцветной флорой Святогорских склонов. Это реликтовое дерево доледниковой эпохи внесено в Красную книгу.
Другая достопримечательность Святых гор — сумах, или скумпия. Этот кустарник с розовыми, напоминающими комья пуха, плодами, известен издавна под названием «святогорский лист». Его использовали как дубитель на царских сафьяновых заводах.
Святогорские дубравы давно уже являются предметом интереса ученых и лесоводов. Основные их площади были вырублены еще в XVIII-ХIХ вв., однако часть сохранилась до настоящего времени. Например дубовая роща с ее 600-летним патриархом, достопримечательностью Национального парка. Когда-то в этих краях из одного дуба выстраивали ветряную мельницу и амбарик. «Это особенный уголок, писал о дубовой роще в XIX в. писатель С.Коронин, которого нигде больше не встретишь, едва сюда попадаешь, как сразу видишь себя среди какой-то кипучей и веселой жизни, где поют на сотни голосов, лепечут, болтают, жужжат, хохочут лесные обитатели всех видов».
На меловых отложениях Святых гор сохранились редкие эндемические растения ледникового и постледникового периодов — предмет изучения для ботаников многих стран.
Святогорский природный оазис в степной зоне Донецкого бассейна имеет еще одну отличительную особенность: здесь сконцентрировано культурное наследие практически всех исторических эпох и различных этнокультурных общностей. Стоянки и мастерские древнего человека, курганы и поселения эпохи меди-бронзы, скифо-сарматские и славянские памятники археологии, средневековые городища времен Хазарского каганата и Золотой Орды. И все это — на небольшом участке площадью в 1.000 га.
Десятилетиями в Святогорье работают экспедиции Киева, Харькова, Донецка, пополняя коллекции различных музеев и профильных вузов.
Особый интерес ученых вызывают средневековые городища времен Хазарского каганата и Киевской Руси. Следы культуры древних русичей до сих пор хранит Святогорская земля. Доспехи и оружие тысячелетней давности напоминают современникам о славных походах великих князей киевских Святослава — на хазар в X в.; Владимира Мономаха — на половцев в XII в. Где-то недалеко, в земле половецкой, тяжелым поражением обернулся поход князя Новгород-Северского Игоря, воспетый в литературном памятнике XII в.; «Слове о полку Игореве». Не случайно, побывав в Святых горах, И.А.Бунин записал: «Донец видел Игоря, может быть, видел Игоря и Святогорский монастырь».
Немало уникальных находок скрывают культурные слои золотоордынских времен ХIII-ХIV вв. Среди них западноевропейский водолей в виде рыцаря-крестоносца на могучем коне, резная каменная икона «Св. Николай и семь отроков эфесских».
Но наиболее ценно историко-культурное наследие времен распространения христианства в Подонцовье и великолепный архитектурный ансамбль Святогорского Успенского монастыря ХVII-ХIХ вв.
Первоначальный период формирования монастырского комплекса совпадает со временем заселения бескрайних просторов Дикого поля украинским казачеством и созданием сторож Московской державы на приграничных с Крымским ханством территориях в начале XVI в.: «…Воины, которых государь по обычаю держит там на карауле, — пишет австрийский дипломат Сигизмунд (ерберштейн в 1526 году, — видели …возле места Великий Перевоз, у Святых гор, какие-то мраморные и каменные статуи и изображения». Это первое известное историкам свидетельство о Святых горах вскоре подкрепляется летописными свидетельствами о Святогорской стороже, датируемыми 1541 и 1555 годами. В реестре Донецких сторож 1571 года указанная сторожа значится под пятым номером.
Последним крупным шагом в укреплении оборонительной и станично-сторожевой службы в XVI в. стало строительство в 1599 г. близ Святых гор при впадении Оскола в Донец крепости Цареборисов.
На этом историческом фоне появляются свидетельства о Святогорском монастыре, который в 20-х гг. XVII в. именовался Пустынью Пречистой Богородицы.
Отсутствие ясных свидетельств о времени основания Святогорской обители и обстоятельствах появления первых святогорских пещер породили множество гипотез и легенд о ее появлении. Одна из наиболее популярных версий относит начало обители к середине XIII в., когда после нашествия Батыя на Русь часть монахов Киево-Печерского монастыря якобы нашла новое пристанище в меловых скалах у Донца.
Другая легенда гласит, что в середине XV в. афонские монахи, покинув Святую гору Афон под натиском турок, двигались вверх по Донцу и, прельстившись красотами Святогорья, основали здесь монастырь.
Некоторые исследователи предполагали появление монастырской обители, или церкви, еще в ХI-ХII вв. Основателями видели местное степное население «северской ветви» или киевского монаха о.Никона во время его путешествия в Тмутаракань.
В современных буклетах о Святогорском монастыре можно прочитать о «византийской» версии основания обители во времена иконоборчества и миссии св.Кирилла и Мефодия в Хазарии, т.е. в VIII-IХ вв.
Все эти легенды и версии появились в разные времена, но роднит их одно — отсутствие веских аргументов, письменных или археологических источников.
Первое известное ныне свидетельство об игумене Ефреме и 12 иноках святогорских датируется 1620 годом. Согласно московским актам, Святогорская пустынь царским жалованьем ежегодно получала помощь хлебом и деньгами. Идентичный текст содержится в жалованной грамоте царя Михаила Федоровича 1624 года, адресованной «черному попу Симеону». Из челобитных писем святогорских старцев 20-х гг. XVII в. известно, что церковь в обители посвящена Пречистой Богородице и что царским указом сюда поставляется ладан мерою 10 фунтов на год. Количество самих старцев достигает в конце 20-х гг. XVII в. 17 человек.
Кем были эти старцы и откуда пришли — неизвестно. Можно только предполагать, что основали монастырь «монахи южно-русских монастырей. Или, что еще вероятнее, какие-нибудь отшельники — выходцы из Малороссии, желавшие найти себе полное уединение для религиозных созерцаний», — писал по этому поводу академик Д.И.Багалей.
Из-за внешней опасности с юга, прежде всего с территории Крымского ханства, долгое время монастырь располагался непосредственно внутри меловой скалы. Инфраструктура общежительной пустыни формировалась в течение всего XVII века и представляла собой пятиярусный комплекс сооружений пещерного типа. По определению исследователей, кельи (место жизни), храм и трапезная первых иноков находились на втором ярусе пещер меловой скалы и сохранились до настоящего времени. В центре пещерного монастыря находилась церковь, которая с середины XIX в. именуется Иоанно-Предтеченским храмом. По историографической традиции, это помещение считается первым храмом Святогорской пустыни и первоначально именовалось церковью Пресвятой Богородицы. Площадь храма — 46 кв. м. В северной стене, обращенной к Донцу, прорублены два оконных отверстия. Самой заметной особенностью церкви является меловой столб, на который опирается свод пещеры высотой 3,5 м. Другая особенность храма — отсутствие алтаря в традиционном понимании. В восточной стене вырублены две ниши, центральная из которых и символизирует место престола, а левая — жертвенник.
В истории храмового пещерного строительства известны монастыри с «безалтарными храмами», относящиеся к первоначальному периоду распространения христианства, в том числе на территории Киевской Руси. В средневековых монастырях-пустынях, затерявшихся в лесной глуши, иноки-аскеты соотносили место спасения своей души с образом пещеры-горницы, последнего пристанища тела Христа Гроба Господня.
Символика, мелового столба также отвечает мироощущению средневекового черноризца, ибо ангельские явление и знамения свыше, как правило, ассоциировались с образом огненного столба. Это зафиксировано множеством летописных рассказов.
Со временем первоначальная архаическая форма пещерного храма уступает место утвердившимся канонам построения церквей, где ал гарная преграда с иконостасом и вратами — необходимое условие планировки решения молитвенного помещения. Переустраивается и древняя церковь в скале, Вообще, до середины XIX в. об этой пещере имеется мало сведений. Известный литератор и путешественник по святым местам в середине XIX в, А.Н.Муравьев отмечал, что «с конца XVII в, пустело их святилище и не было в нем богослужения, доколе при восстановлении обители преосвященный Иннокентий не возбудил красноречивым словом одного ближайшего благодетеля, помещика И.В.Малиновского, обновить и сию древнюю церковь», К этому времени пещерный храм был поименован в честь св Николая Мир-Ликийского, ибо, по преданию, явилась здесь, на меловом столбе, чудотворная икона святителя Николая, ставшая наиболее известной святыней монастыря в XIX в. Сам образ не сохранился после закрытия монастыря в 1922 г, однако известны его изображения, запечатленные в списках икон и литографических копиях. Это — наиболее ранняя по времени написания икона Святогорского монастыря. Архиепископ Филарет (Гумилевский) датировал ее по первому летописному упоминанию Святых гор (до 1540). Однако эксперты XII Археологического съезда в Харькове (1902) отнесли икону к XVIII ст., а отдельные знатоки церковных древностей — к XVII в.
Несмотря на яркую легенду о явлении чудотворного образа св. Николая, церковь сразу после устройства в ней иконостаса вокруг мелового столба была переосвящена в честь Иоанна Предтечи.
Архаические формы этого храма дают основание предполагать его существование еще до XVII в., однако из-за отсутствия каких-либо сведений о нем ранее 1620 г. этот уникальный памятник культовой архитектуры датируется XVII веком.
Рядом с храмом, с восточной стороны, сохранились три кельи с остатками меловых лежанок. Это и есть первые жилые помещения обители. Площади келий неодинаковы (7-11 кв. м), рассчитаны на одного или двоих монахов. Все три кельи отапливались одним очагом, каждая из них имеет одно или два окна с видом на реку с высоты 65 м.
Исследования показали, что во времена иноков-аскетов окон здесь не было. Они более позднего происхождения — I половина XIX в
Несколько обособленно расположена еще одна келья, имеющая прямой выход в древний храм со столбом. Некоторые авторы считали ее жильем настоятеля пещерного монастыря.
Известны имена большинства настоятелей XVII в. Кроме упомянутых выше игумена Ефрема и черного попа Симеона документы от имени монастыря подписывали старцы Давид и Александр (1628-1631 гг.). В 1640 г. Святогорскую обитель возглавлял черный поп Кирилл, а в 1651 — Игнатий. При настоятельстве о. Гавриила производится межевание земель Святогорскому монастырю. После значительных «урезаний» угодий по обоим берегам Донца у Святогорской обители осталось 27 тыс. десятин земли (от нынешнего с. Студенок до с. Сидорово). Наиболее известным среди настоятелей пещерного монастыря был первый архимандрит Иоиль. При нем были сооружены первые наземные строения под меловой скалой, и началось постепенное переселение иноков на «подол», береговое плато р.Донец.
В XIX в. четвертая келья была обжита еще раз. В ней в 1850 г. укрылся в затворе схимонах Иоанн (в миру Иван Крюков) и прожил там 17 лет, до 1867 года. Иоанн Затворник Святогорский прославился еще в XIX в. чудесами исцелений, и в середине 90-х гг. XX в. был канонизирован. День его памяти отмечается в Святогорском монастыре 24 августа при большом стечении паломников.
Кроме перечисленных пещерных помещений на втором ярусе находится трапезная монастыря площадью 25 кв.м и многочисленные ходы.
Другие помещения II яруса не сохранились вследствие разрушения скалы.
На первом ярусе пещерного монастыря расположена древняя усыпальница в виде погребальных ниш, вырубленных в коридоре Г-образной формы. Всего в усыпальнице 13 ниш, одна из которых датируется 1859 годом. В ней был захоронен архимандрит Арсений, первый настоятель монастыря в 1844 г Остальные погребальные ниши датируются XVII веком. Захоронения в них не сохранились, за исключением одного, обнаруженного в полу коридора усыпальницы. Погребенный мужчина похоронен головой на запад со сложенными руками, на груди — деревянная иконка. В черепе — сквозная рана от удара металлическим предметом, возможно, саблей.
До 1859 г. других помещений в нижнем ярусе пещер не было. Однако после захоронения архимандрита Арсения к югу от усыпальницы была ископана новая пещерная церковь во имя Алексея, человека Божия. Сохранившаяся до настоящего времени Алексеевская церковь площадью 90 кв. м имеет традиционное планово-пространственное решение с четко выделенной алтарной частью.
Иконостас храма реконструирован по найденным фрагментам чугунного литья старого иконостаса. Авторы живописи — заслуженный художник Украины Г.В.Жуков и художник В.А.Теличко из Донецка.
В отличие от I и II ярусов пещер, верхние «этажи» почти не сохранились. Лишь отдельные фрагменты и ниши свидетельствуют о ранее бывших здесь пещерах III, IV, V ярусов. Динамика разрушений пещер меловой скалы проанализирована специалистами института «Укр- проектреставрация», разработана технология их укрепления. Основные ремонтно-реставрационные работы заваленных ходов были проведены в 80-х гг. XX в.
Комплекс пещерных сооружений XVII в. в меловой скале – не единственный памятник подземного типа в Святогорском монастыре. Очевидцы свидетельствовали, что еще в XIX в. На склонах Святых гор были видны остатки одиночных пещерных помещений, вырубленных в меловой породе. Среди них наибольшую известность приобрела подземная церковь преподобных Антония и Феодосия. Об истории этого памятника до 1846г. мало что было известно. Пещера была засыпана землей, и лишь одиночный провал свидетельствовал о существовании подземелья. В 1844-1845 гг. иноки Святогорской обители очистили пещеру и обнаружили остатки некогда бывшей здесь церкви. Разные авторы по-разному датировали этот памятник. Дополнительные натурные обследования его, проведенные в 90-х гг. XX в., показали наличие следов кирпичной кладки XVII в. и первоначальную планировочную структуру безалтарного молитвенного помещения. В течение 1845-1846 гг. была произведена реконструкция храма, были вырублены дополнительные объемы, что позволило выделить алтарную часть и устроить иконостас. «Вход в этот подземный храм сделан в виде украшенной изображениями св. икон арки или часовни из кирпича, увенчанной тремя главами и крестами. У самого входа по обеим сторонам изображены во весь рост преподобные Печерские Антоний и Феодосий» – писал один из авторов XIX в. Освящение церкви в честь преподобных Киево-Печерской лавры Антония и Феодосия свершилось 30 августа 1846 г. Преосвященным Иннокентием (Борисовым), архиепископом Харьковским.
Не менее интересна история этого памятника как прикладбещинской церкви XIX в. Перед входом в храм 1847 г. было основано кладбище для светских лиц – благотворителей обители и отдельных монахов, в основном духовников Святогорского монастыря.
Современников поражало великолепие надгробий на кладбище, обилие княжеских и дворянских родов, представители которых были похоронены здесь.
«Под этими памятниками, — свидетельствовала Е.Жилинская, автор путеводителя по монастырю XIX в., — покоится между прочим, большое семейство Иловайских, четыре поколения этого рода, граф Платов, Скоротовский, Жилинские, Арсеньев, Парвицкая, Опочинины, Курдюмов и многие другие».
Для захоронения князей Голицыных были устроены два вместительных склепа и великолепной архитектуры павильон над ними при входе в храм. Основателем усыпальницы следует считать Т.Б.Потемкину, владелицу Святогорского имения, урожденную княгиню Голицыну. «Ея всегдашним желанием было быть погребенною в дорогой ей Святогорской пустыни, — вспоминал А.Ковалевский, автор ряда произведений о Святогорской обители и ее подвижниках, — там, подле пещерной церкви преп. Антония и Феодосия Печерских, была приготовлена ею для себя усыпальница, где покоились ее братья князья Н.Б. и А.Б.Голицыны и другие ее сродники».
Сама Т.Б.Потемкина, скончавшаяся в 1869 г, была похоронена, по воле супруга, в Сергиевой лавре Санкт-Петербурга.
Из других захоронений следует упомянуть князя Б.А.Куракина, наказного атамана Войска Донского Матвея Ивановича Платова, внука героя Отечественной войны 1812 г.
К сожалению, памятники кладбища были утрачены в течение XX в., после закрытия монастыря. Восстановление родовых усыпальниц и самой церкви пр. Антония и Феодосия началось с созданием историко-архитектурного заповедника. Храм вошел в число памятников заповедника и был отреставрирован с устройством нового иконостаса. Восстановлены родовые усыпальницы князей Голицыных и Иловайских. После передачи храма Свято-Успенскому монастырю выполнены работы по устройству ограды и колокольни, восстановлена наземная часть павильона усыпальницы князей Голицыных.
ПЕРВЫЕ НАЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ МОНАСТЫРЯ
НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ XVII в.
Пещерный период существования Святогорской обители завершается в нач. 80-х гг. XVII в. Строительство рядом с монастырем крепостей Маяки (1663) и Тор (1676), формирование Харьковского и Изюмского слободских полков — все это способствовало укреплению границ и увеличению прихода, духовно окормлявшемуся в Святых горах.
Необходимость расширения монастыря становится очевидной, и в 1679 г. строится деревянная церковь св. ап. Петра и Павла, а вместе с ней — жилые и хозяйственные постройки под скалой.
Археологические раскопки на месте их сооружения подтвердили наличие остатков построек и бытовых предметов конца XVII—ХVIII вв.
Петропавловский храм был сооружен в традициях деревянной народной архитектуры XVI-XVII вв. с теми стилистическими особенностями, которые характерны для Слободской Украины. Это была трехчастная деревянная церковь срубной конструкции с тремя верхами. Над алтарем, центральной частью и западным приделом возвышались три главы, центральная из которых была выше остальных и строилась с использованием приема «залом». Западная глава, вероятно, использовалась как колокольня.
В истории архитектуры стилистические особенности украинских деревянных церквей XVI-XVIII вв. получили название «украинского барокко» Петропавловский храм Святогорского монастыря XVII в. был ярким образцом этого стиля, однако его существование было недолгим Пожары и обвал мелового утеса стали причиной его утраты.
Иная судьба была уготована другому шедевру украинского барокко — Николаевской церкви XVII в. на меловой скале. Построенный в камне, но в тех же традициях деревянного зодчества, храм претерпел некоторые изменения с XVII в., но в целом сохранил замысел мастера и стилистические черты. Вместе с тем, памятник уникален по своим конструктивным решениям в единении с природным материалом скалы.
Алтарная часть храма вырублена в меловой породе. К ней пристроена центральная часть из кирпича, переходящая в западную деревянную колоколенку.
Отличительные черты церкви — композиционное единство с меловым утесом и окружающим природным ландшафтом. Храм вырастает из плоти меловой скалы, и своими тремя главами венчает ее вершину.
СВЯТОГОРСКИИ МОНАСТЫРЬ В XVIII в.
XVIII в. ознаменовал собой новый этап в развитии архитектурного ансамбля. Основной отличительной чертой его стало появление нового комплекса каменных и деревянных построек на береговом плато Донца с Успенским собором в центре Этот монастырский комплекс не сохранился, однако по описаниям XVIII-XIX вв. сооружен он был в той же стилистической пластике украинского барокко XVIII в. Ктитором строительства выступил полковник Изюмского слободского полка Ф.В.Шидловский. К 1708 г. сооружение собора было завершено.
В этот период земли монастыря, отведенные еще в 1666 г., заселяют украинские переселенцы, формируя население хуторов и сел будущего Святогорского имения. Внешняя опасность хотя и продолжала существовать, но уже значительно уменьшилась.
Святогорский монастырь, возглавляемый во II пол. XVIII в. учеными из числа ректоров и префектов Харьковского коллегиума — высшего учебного заведения Слободской Украины, тоже становится просветительским центром. Здесь преподают латынь и другие науки. Святые горы посещает Григорий Сковорода, общаясь со своим учителем и другом, настоятелем монастыря Леонтием Кордетом.
Григорий Саввич весьма красноречиво характеризует Святогорского архимандрита в своем письме к ректору Харьковского коллегиума Иову Базилевичу 18 апреля 1765 г:
«…Я сего чистосердечного мужа уподобил бы святому пророку Ионе… Ибо он… весьма сведущ в экономике муж, притом смыслит арифметику и географические науки, кратко сказать — способный одновременно и к наукам, и к практическим делам, к войне и к покою, к богу и к миру Рассеивая на все стороны пользу, аки солнце лучи, был он и мне пробным камнем к распознанию некоторых людей, коих бы мне никогда не узнать, каковы они, если б не его с ними дружба. Подобного к подобным ведет Бог.
О философских его субтильностях, даже до четвертого неба проникающих. нет чего уже и говорить…»
Описаний монастыря в этот период сохранилось немного. В 1774 г академик Гильденштедт, посетивший Святогорский монастырь, записал в своем дневнике: «…У подножия крутых гор и лежит Святогорский монастырь. Монастырские здания, состоящие из двух церквей и дома, в котором живет архимандрит, окружены четырехугольной стеной, каждая из которых имеет шагов шестьдесят».
Кроме самого монастыря под скалой в XVIII в. уже существовал Святогорский скит в Святом месте, который позднее получил название «Скит Великого Арсения». Здесь, в живописной лощине, окруженной горами, вдали от мирской суеты, уже не в пещерных, а деревянных кельях спасались до 30 монахов-скитников Церковь во имя Великого Арсения была сооружена из камня посреди скита. В ней до 1913 г. хранилась историческая реликвия — каменный ковчег (реликварий) VIII-IХ вв. из Византии с надписью на древнегреческом языке — о том, что в нем хранятся мощи Великого Арсения. Реликварий был подарен монастырю А.Н.Муравьевым после путешествия по святым местам Малой Азии в середине XIX в.
Архивы XVIII в. содержат немного сведений о монастырских постройках, их архитектуре, строителях, мастерах-живописцах. Однако даже отрывочные сведения дают возможность сделать вывод, что в XVIII в. в стенах Святогорской обители открывается местная школа иконописи. История сохранила имя мастера, автора ряда иконостасов — Василия Рудецкого, который за свои труды получил в Святогорском монастыре св. мощи.
Из числа икон, находившихся в XVIII в. в монастыре, наиболее известны кроме упомянутого выше образа св. Николая чудотворный образ Божьей Матери, получивший имя Святогорской. После закрытия монастыря в 1787 г эта икона лишилась драгоценной ризы, но была сохранена и особо почиталась в монастыре.
Сохранился список этого образа, написанный в XIX в. и почитаемый ныне в Святогорской лавре. Иконографическое изображение оригинала иконы Святогорской Божьей Матери восстановлено по литографии 1911 года.
В 1787 г., в период путешествия императрицы Екатерины II в Крым, Свято- горский монастырь готовился к встрече с государыней, но в обитель прибыл уполномоченный от светлейшего князя Григория Потемкина с требованием о закрытии монастыря и передаче его имущества вместе с землями и крепостными в казну Юридическим основанием для такого закрытия был Манифест Екатерины II о секуляризации церковного и монастырского имущества, в соответствии с которым было закрыто множество монастырей в России и Украине. Успенский собор стал приходской церковью, а само Святогорское имение стало собственностью светлейшего князя.
«Друг мой сердечный, князь Григорий Александрович, — пишет по этому поводу императрица 1 октября 1790 г., — дав тебе рай земной сегодня, как ты называешь эту дачу, которую ты у меня просил, прошу тебя, если вздумаешь оную паки продать, предпочтительно мне оную продать. Прощай, Бог с тобой, я ужасно как слаба».
После смерти князя имение перешло по наследству к племяннику — князю В.В.Энгельгардту, затем его сестре — княгине Т.В.Юсуповой, а после ее кончины в 1841 г. — сыну от первого брака А.М.Потемкину
СВЯТОГОРСКАЯ УСПЕНСКАЯ ОБЩЕЖИТЕЛЬНАЯ ПУСТЫНЬ В XIX в.
Через три года после некоторых хлопот с оформлением и подготовкой документов по докладу Святейшего синода и величайшему повелению императора Николая I от 15 января 1844 г. Святогорский монастырь вновь был открыт под наименованием Успенской общежительной пустыни.
Сразу же началось коренное переустройство обители при помощи графа и его супруги, боголюбивой Т.Б.Потемкиной (урожденной княгини Голицыной). Старые постройки, за исключением собора, были разобраны, а на их месте по утвержденному плану возвели новый архитектурный комплекс, в котором реализованы основные классические принципы композиции, центральным элементом которой стала Покровская церковь с колокольней.
Проект новой церкви был подготовлен архитектором А.Тоном уже в 1847 г. А в 1854 г в архиве монастыря отмечено: «Построена сия церковь в 1850 году с разрешения Святейшего синода тщанием настоятеля сей пустыни архимандрита Арсения на иждивение монастырское и содействие благотворителей сей пустыни гр. Потемкиных».
Здание церкви кирпичное, двухэтажное. Над ним возвышается колокольня, опирающаяся на четыре массивных столба. Фасады храма украшены богатым лепным декором и завершаются фронтонами с крестами и вензелями с монограммой Богородицы. Сам храм расположен на 2-м этаже. 1-й этаж занимает архив, библиотека, ризница. В центре — святые врата — парадный вход в монастырь.
Колокольня, в отличие от барочной архитектуры храма, решена в классическом стиле. Основной ярус украшен по углам колоннадой с коринфскими капителями. В барабане колокольни были встроены часы, о которых писал в 1887 г. А.П.Чехов:
«Часы на Святогорской колокольне, в виде предисловия, проиграли свою тихую, мелодичную музыку и вслед за этим пробили двенадцать».
Колокольня венчалась шлемовидным голубым куполом и имела восемь колоколов, главный из которых, подаренный обители генеральшей М.А.Иловайской, весил 6,3 т.
В 1851 г. к Покровской церкви были симметрично пристроены два новых двухэтажных корпуса — настоятельский и казначейский. Выстроилась парадная линия фасадов зданий монастыря, соединенная оградой с башнями по углам.
Следующий ряд построек составили келейные (с запада) и гостиничные (с востока) корпуса. В южной части ансамбля сформировался хозяйственный двор с мастерскими.
Таким образом, в формировании ансамбля четко прослеживается принцип зонирования, который в основных своих чертах сохранился до настоящего времени.
Организатором строительства нового монастыря стал архимандрит Арсений (Митрофанов), вышедший из Глинской пустыни (Курская губерния) с двенадцатью монахами для возобновления Святогорской обители.
К середине 50-х гг. XIX в. обозначилась проблема главного храма обители — Успенского собора XVIII в. Он был уже ветх, мал в объеме и затерялся среди новых построек ансамбля.
Проектирование нового собора было поручено петербургскому архитектору А.М.Горностаеву, который в 1858 г. представил проект на утверждение. Строительство самого монументального сооружения — пятиглавого собора в русско-византийском стиле — стало основной задачей развития монастырского комплекса. Строить собор подрядился опытный каменщик из крестьян Владимирской губернии Яков Еремин. Кирпич для строительства собора обитель делала на собственном кирпичном заводе. Другой материал частично поставлялся из имения Потемкиных. Заложив основание собора, 12 октября 1859 г скончался настоятель архимандрит Арсений. Его дело продолжил о.Герман (Кпица). Девять лет шло строительство, и 4 сентября 1868 г. архиепископом Харьковским Макарием (Булгаковым) был освящен главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы. Через несколько дней, 13 сентября 1868 г., освятили правый престол во имя св. великомученицы Варвары и мученицы Татьяны. Третий, левый, престол во имя св. Дмитрия, Митрофана и Тихона освящен уже в 1869 году
Каменное кубовидной формы сооружение было увенчано пятью восьмигранными главами с высокими шатрами и золотыми луковицами. Впечатляли и размеры собора: высота — 53 м, ширина по линии восток-запад — 42 м.
Центральная глава, в отличие от четырех боковых, — световая. Ее окнами освещается подкупольная часть храма с живописью, написанной маслом по штукатурке. Собор был расписан «картинами» в академическом стиле. Имеются данные, что в создании иконописи Успенского собора принимал участие петербургский художник А.П.Розанов. Сам иконостас собора готовился в мастерской художника Степанова в Москве.
По свидетельству очевидцев, «иконостас главного престола — четырехъярусный, а приделов — трехъярусный, изящной резной работы, весь вызолоченный и украшенный художественно исполненными иконами, писанными на золотом фоне в византийском стиле…». Сохранившаяся от прежнего иконостаса XIX в. икона из царских врат «Архангел Гавриил» — свидетельство высочайшего мастерства художника-иконописца.
Стены собора были отделаны под искусственный мрамор, а полы выложены из щитового дубового паркета.
С постройкой нового Успенского собора встал вопрос о судьбе собора века, который уже не вписывался в монастырский ансамбль. С разрешения Святейшего синода в 1867 г. старый собор был разобран, а на месте его престола устроена небольшая часовня. В архитектурном плане Успенская часовня была решена в едином ключе с новым собором: кубовидный объем памятника завершался пятью главами. Фасады, украшенные колоннами, имели четыре стеклянные двери. До настоящего времени часовня не сохранилась.
Строительство Успенского собора обусловило перестройку практически всех зданий, его окружавших. Вход в пещеры, оформленный в виде здания, был полностью разобран, ибо находился на месте запроектированного собора. Новый пещерник был построен в 60-х гг. XIX в. в псевдорусском стиле и во многом повторяет архитектурные решения собора.
В его боковых объемах берут начало два пещерных хода, ведущих в меловую скалу На втором ярусе устроена деревянная беседка с выходом на Кирилло-Мефодиевскую лестницу — крытую галерею с 8 башнями, две из которых кирпичные, остальные — деревянные. Тетива лестницы протянута по склону горы и заканчивается у входа в Николаевскую церковь на меловом утесе. Кирилло-Мефодиевская лестница, сделанная из дуба, играла роль основного коммуникационного средства, соединяющего нижнюю территорию монастыря с верхней.
В период Великой Отечественной войны этот памятник был утрачен.
Верхнюю площадку меловой горы с середины 50-х гг. XIX в. занимает еще одно оригинальное сооружение — Андреевская часовня. Это своеобразная беседка-ротонда, выложенная из нетесаного крупного камня-песчаника способом дикой кладки. Внутри грани тщательно вытесаны и образуют сквозные арки. Над сводчатым перекрытием часовни устроена шатровая крыша с крестом.
Надпись на медной доске свидетельствовала, что часовня устроена в память о вторичном возобновлении Святогорской обители в 1844 году.
Снискав особую популярность у богомольцев и гостей монастыря, Андреевская часовня получила в XX в. иное название — Верхний павильон паломников. Точно также, как пещерник был назван Нижним павильоном паломников. Под таким названием эти оригинальные сооружения Святогорского монастыря XIX в. числятся в реестре памятников архитектуры государственного значения.
Успенский собор с пещерником располагаются на верхней, второй, террасе монастырских построек, тогда как первый ряд сооружений, вдоль набережной формируют здания по линии фасада Покровской церкви. Этот парадный ряд в середине XIX в. сформировали настоятельский и казначейский корпуса 1851 года постройки.
Здесь размещался административный центр монастыря. Настоятельские покои до 1859 года занимал архимандрит Арсений (Митрофанов), а затем до 90-х гг. XIX в. — архимандрит Герман (Клица).
Именно в этот период формируется практически весь новый архитектурный ансамбль. К западу от центральной группы построек создается комплекс построек келий в составе четырех зданий, самое крупное из которых, трехэтажный дом иеромонахов, подпирает своей южной стеной гору.
Количество монахов в XIX в. быстро растет и составляет к началу XX в. около 500 человек вместе с послушниками.
В восточной части ансамбля расширяется гостиничный двор в составе шести зданий. Центральная гостиница вначале была двухэтажной и выходила своим северным фасадом к реке. Именно здесь принимал многочисленных гостей и богомольцев Святогорский монастырь. В этом корпусе останавливались и запечатлевали Святые горы в своих произведениях многие писатели, поэты, художники.
В мае 1887 г по пути в Таганрог заехал в Святые горы А.П. Чехов и пробыл здесь два дня. «Место необыкновенно красивое и оригинальное, — писал в своем письме к сестре Чехов, — монастырь на берегу реки Донца, у подножья громадной белой скалы, на которой теснясь и нависая друг на другом громоздятся садики, дубы и вековые сосны.
Кажется, что деревьям тесно на скале и что какая-то сипа выпирает их вверх и вверх… Сосны буквально висят в воздухе и того гляди свалятся Кукушки и соловьи не умолкают ни днем, ни ночью. Монахи — весьма симпатичные люди, дали мне весьма несимпатичный номер с блинообразным матрасиком. Ночевал я в монастыре две ночи и вынес тьму впечатлений. При мне. ввиду Николина дня, стеклось около 15 тысяч богомольцев… Еда монастырская дармовая для всех 15.000: щи с сушеными пескарями и кулеш. То и другое, равно как и ржаной хлеб, вкусно. Звон замечательный. Певчие плохи. Участвовал в крестном ходе на лодках».
В предпасхальные дни 1895 г в Святых горах писал свой рассказ об этом живописном уголке И.А.Бунин: «Я успел сходить и на вершину горы, в верхнюю церковку, нарушил шагами ее гробовую тишину.. Поставил и я свою свечу за того, кто, слабый и преклонный летами, падал ниц в этом маленьком храме в те давние грозные ночи, когда костры осады пылали под стенами обители…».
В 1862 году в газете «День» было напечатано стихотворение «Святые горы», написанное Ф.И.Тютчевым под впечатлением от летней ночи в Святогорье:
Тихо, мягко над Украйной Обаятельною тайной Ночь июльская лежит — Небо так ушло глубоко, Звезды светят так высоко, И во тьме Донец блестит.
Блестящее описание природы Придонцовья, живые картины жизни монастыря и его обитателей дает в своих очерках «Святые горы» писатель Василий Иванович Немирович-Данченко, брат известного театрального деятеля. В гостинице монастыря автор жил и делал свои черновые записи о монастыре в 70-х гг. XIX в.
Оставили свои творческие работы после посещения Святых гор многие художники XIX в.: И.Репин, С.Васильковский, А.Киселев, Ю.Феддерс и др. На большинстве полотен запечатлена уникальная по своей архитектуре Преображенская церковь на горе Фавор. Построенная в 1864 г. по проекту академика архитектуры Петцольда, она была верхней доминантой всего архитектурного ансамбля монастыря.
Закрытие Святогорской обители в 1922 году привело к исчезновению некоторых архитектурных памятников XIX в., в том числе и Преображенской церкви. Другие культовые, жилые и хозяйственные постройки были приспособлены под дом отдыха, получивший в середине 20-х гг. XX в. наименование I Всеукраинского дома отдыха им.Артема. В ознаменование этого события известным украинским скульптором И.П.Кавалеридзе в 1927 г. был вылит из железобетона на вершине одной из меловых гор 22-метровый монумент большевика Федора Андреевича Сергеева, известного в Донбассе и за его пределами под псевдонимом Артем.
Монументальная скульптура, отлитая в стиле кубизм, прошла через войну и сохранилась едва ли но единственным произведением советского конструктивизма, отразившего символы и авангардные направления и искусство начала XX века.
В период Великой «ВОВ» у памятника Артему были захоронены воины, погибшие при освобождении Святогорья. Среди них — генерал-майор, командир 79-й гвардейской стрелковой дивизии Ф.Батюк и его боевые товарищи. Сегодня это один из мемориальных комплексов, где увековечены имена более чем 2.000 солдат и офицеров, погиблих с 1941-1943 в борьбе с неметким фашизмом, Современный Святогорск крупный оздоровительный курорт Донбасса, историко-культурный комплекс нами г НИКОЙ археологии, истории, архитектуры и одновременно духовный центр всего юго-востока Украины Свягорская Свято-Успенская лавра.
Возобновивший свою деятельность в 1992 г, Святогорский монастырь значительно вырос и окреп за 12 лет, стал третьим по количеству братии в Украине (более 100 человек), Почти восстановлена прежняя материальная база: 50 зданий и сооружений. Возродив былую славу Святых гор как места паломничества, Свято-Успенский монастырь решением синода Украинской православной церкви Московского патриархата получил в 2004 году статус лавры, В рамках года духовности в Донецкой области проведен большой комплекс работ по реставрации и реконструкции Святогорского ансамбля с установкой памятного знака мраморной скульптуры Богородицы Святогорье — одно из самых удивительных мест Украины. Его история — величественна, его красота — возвышенна, его жизнь — преисполнена спокойного достоинства.
Именно с этих мест, по мнению историков, начиналась летопись современного Донбасса: первым населенным пунктом, возникшим на просторах Дикого поля, считается Святогорский монастырь, самое древнее письменное упоминание о котором относится к 1526 году.
Люди, пришедшие сюда и принесшие в своих сердцах испоконвечную Веру, Надежду, Любовь, сделали эти живописные просторы по-особенному одухотворенными. Это они освятили — своими жизнями, чистотой своих помыслов, своим стремлением к гармоничному завтра — эту прекрасную землю.
«Донецкой Швейцарией» назвал Святогорье А.П.Чехов, писавший: «Пейзажи волшебны. Напоэтизировался я по самое горло: на пять лет хватит». Тут «можно вылечиться от 15 чахоток и 22 ревматизмов», потому что «лучшего воздуха ни в каких крымах и кавказах не найдете».
Эта земля помнит многих великих людей. Ею восторгались художники, ее воспевали писатели и поэты, о ней заботились царственные особы, ее посещали видные общественные деятели. Она переживала набеги врагов и периоды запустения, но всегда возрождалась и восставала из пепла небытия обновленной и еще более прекрасной. И вместе с ней обновлялся, входил — новые периоды своей истории весь Донбасс. Как будто именно здесь, под сечъю вековых сосен, в белоснежных пещерах меловых гор, покоится его Мятежная
Сегодня Святые горы переживают особый момент своей истории. Святогорску возвращено историческое название. Восстановлены и переданы церкви отобранные когда-то монастырские владения, Наконец в марте 2004 года Святейшим Синодом принято решение о присвоении Святогорскому Свято-Успенскому монастырю статуса лавры. А природоохранная Федерация при Совете Европы внесла Национальный природоохранный парк «Святые горы» в состав Европарка.
Как в давние времена, всем миром восстанавливает и обновляет свою святыню Донбасс. А значит — живы еще в народе понятия о чести и совести, чувство сопричастности и ощущение преемственности поколений. Жива Вера. Надежда. Любовь.
И значит — у этого народа есть будущее.