Святогорье

Святогорск

Удивительно живописная местность, именуемая с начала XVI века Святы­ми горами, находится в административных границах Славянского района и города-курорта Святогорска Донецкой области.

Над гладью реки Северский Донец нависают меловые холмы высотой до 200 метров, поросшие реликтовым лесом, который составляет ос­новную ценность Национального природоохранного парка «Святые горы».

О притягательной силе природы Святогорья писали многие писатели, по­эты, но, пожалуй, лучше других сказал В. И. Немирович-Данченко в 70-х гг. XIX в.: «Я видел Соловецкие острова с Анзерской горы, Завол­жье с откоса в Нижнем, панораму Урала с Растеса, Заднепровье с Киево-Печерских высот, волшебные равнины Аварии и Койсу, целое море Балкан с орлиного гнезда на св.Николае, счастливые долины Гирловского султанства с Дервиш-горы, но если бы теперь мне еще раз пришлось полюбоваться на эту громадную картинку с меловых скал Святогорских, я, несомненно, многое забыл бы ради нея».

Наибольший интерес из растительного мира представляет меловая со­сна, возвышающаяся над разнообразной и многоцветной флорой Святогорских склонов. Это реликтовое дерево доледниковой эпохи внесено в Красную книгу.

Другая достопримечательность Святых гор — сумах, или скумпия. Этот ку­старник с розовыми, напоминающими комья пуха, плодами, извес­тен издавна под названием «святогорский лист». Его использовали как дубитель на царских сафьяновых заводах.

Святогорские дубравы давно уже являются предметом интереса ученых и лесоводов. Основные их площади были вырублены еще в XVIII-ХIХ вв., однако часть сохранилась до настоящего времени. На­пример дубовая роща с ее 600-летним патриархом, достопримеча­тельностью Национального парка. Когда-то в этих краях из одного дуба выстраивали ветряную мельницу и амбарик. «Это особенный уголок, писал о дубовой роще в XIX в. писатель С.Коронин, которо­го нигде больше не встретишь, едва сюда попадаешь, как сразу ви­дишь себя среди какой-то кипучей и веселой жизни, где поют на сот­ни голосов, лепечут, болтают, жужжат, хохочут лесные обитатели всех видов».

На меловых отложениях Святых гор сохранились редкие эндемические растения ледникового и постледникового периодов — предмет изу­чения для ботаников многих стран.

Святогорский природный оазис в степной зоне Донецкого бассейна име­ет еще одну отличительную особенность: здесь сконцентрировано культурное наследие практически всех исторических эпох и различ­ных этнокультурных общностей. Стоянки и мастерские древнего че­ловека, курганы и поселения эпохи меди-бронзы, скифо-сарматские и славянские памятники археологии, средневековые городища вре­мен Хазарского каганата и Золотой Орды. И все это — на неболь­шом участке площадью в 1.000 га.

Десятилетиями в Святогорье работают экспедиции Киева, Харькова, До­нецка, пополняя коллекции различных музеев и профильных вузов.

Особый интерес ученых вызывают средневековые городища времен Ха­зарского каганата и Киевской Руси. Следы культуры древних русичей до сих пор хранит Святогорская земля. Доспехи и оружие тысячелет­ней давности напоминают современникам о славных походах вели­ких князей киевских Святослава — на хазар в X в.; Владимира Моно­маха — на половцев в XII в. Где-то недалеко, в земле половецкой, тя­желым поражением обернулся поход князя Новгород-Северского Игоря, воспетый в литературном памятнике XII в.; «Слове о полку Игореве». Не случайно, побывав в Святых горах, И.А.Бунин записал: «Донец видел Игоря, может быть, видел Игоря и Святогорский мона­стырь».

Немало уникальных находок скрывают культурные слои золотоордынских времен ХIII-ХIV вв. Среди них западноевропейский водолей в виде рыцаря-крестоносца на могучем коне, резная каменная икона «Св. Николай и семь отроков эфесских».

Но наиболее ценно историко-культурное наследие времен распростране­ния христианства в Подонцовье и великолепный архитектурный ан­самбль Святогорского Успенского монастыря ХVII-ХIХ вв.

Первоначальный период формирования монастырского комплекса сов­падает со временем заселения бескрайних просторов Дикого поля украинским казачеством и созданием сторож Московской державы на приграничных с Крымским ханством территориях в начале XVI в.: «…Воины, которых государь по обычаю держит там на карауле, — пи­шет австрийский дипломат Сигизмунд (ерберштейн в 1526 году, — видели …возле места Великий Перевоз, у Святых гор, какие-то мра­морные и каменные статуи и изображения». Это первое известное историкам свидетельство о Святых горах вскоре подкрепляется ле­тописными свидетельствами о Святогорской стороже, датируемыми 1541 и 1555 годами. В реестре Донецких сторож 1571 года ука­занная сторожа значится под пятым номером.

Последним крупным шагом в укреплении оборонительной и станично-сторожевой службы в XVI в. стало строительство в 1599 г. близ Свя­тых гор при впадении Оскола в Донец крепости Цареборисов.

На этом историческом фоне появляются свидетельства о Святогорском монастыре, который в 20-х гг. XVII в. именовался Пустынью Пречис­той Богородицы.

Отсутствие ясных свидетельств о времени основания Святогорской оби­тели и обстоятельствах появления первых святогорских пещер по­родили множество гипотез и легенд о ее появлении. Одна из наибо­лее популярных версий относит начало обители к середине XIII в., когда после нашествия Батыя на Русь часть монахов Киево-Печерского монастыря якобы нашла новое пристанище в меловых скалах у Донца.

Другая легенда гласит, что в середине XV в. афонские монахи, покинув Святую гору Афон под натиском турок, двигались вверх по Донцу и, прельстившись красотами Святогорья, основали здесь монастырь.

Некоторые исследователи предполагали появление монастырской обите­ли, или церкви, еще в ХI-ХII вв. Основателями видели местное степное население «северской ветви» или киевского монаха о.Никона во время его путешествия в Тмутаракань.

В современных буклетах о Святогорском монастыре можно прочитать о «византийской» версии основания обители во времена иконоборче­ства и миссии св.Кирилла и Мефодия в Хазарии, т.е. в VIII-IХ вв.

Все эти легенды и версии появились в разные времена, но роднит их од­но — отсутствие веских аргументов, письменных или археологичес­ких источников.

Первое известное ныне свидетельство об игумене Ефреме и 12 иноках святогорских датируется 1620 годом. Согласно московским актам, Святогорская пустынь царским жалованьем ежегодно получала по­мощь хлебом и деньгами. Идентичный текст содержится в жалован­ной грамоте царя Михаила Федоровича 1624 года, адресованной «черному попу Симеону». Из челобитных писем святогорских стар­цев 20-х гг. XVII в. известно, что церковь в обители посвящена Пре­чистой Богородице и что царским указом сюда поставляется ладан мерою 10 фунтов на год. Количество самих старцев достигает в кон­це 20-х гг. XVII в. 17 человек.

Кем были эти старцы и откуда пришли — неизвестно. Можно только пред­полагать, что основали монастырь «монахи южно-русских монасты­рей. Или, что еще вероятнее, какие-нибудь отшельники — выходцы из Малороссии, желавшие найти себе полное уединение для религи­озных созерцаний», — писал по этому поводу академик Д.И.Багалей.

Из-за внешней опасности с юга, прежде всего с территории Крымского ханства, долгое время монастырь располагался непосредственно внутри меловой скалы. Инфраструктура общежительной пустыни формировалась в течение всего XVII века и представляла собой пя­тиярусный комплекс сооружений пещерного типа. По определению исследователей, кельи (место жизни), храм и трапезная первых ино­ков находились на втором ярусе пещер меловой скалы и сохрани­лись до настоящего времени. В центре пещерного монастыря находилась церковь, которая с середины XIX в. именуется Иоанно-Предтеченским храмом. По историографической традиции, это по­мещение считается первым храмом Святогорской пустыни и перво­начально именовалось церковью Пресвятой Богородицы. Площадь храма — 46 кв. м. В северной стене, обращенной к Донцу, проруб­лены два оконных отверстия. Самой заметной особенностью церкви является меловой столб, на который опирается свод пещеры высо­той 3,5 м. Другая особенность храма — отсутствие алтаря в тради­ционном понимании. В восточной стене вырублены две ниши, цент­ральная из которых и символизирует место престола, а левая — жертвенник.

В истории храмового пещерного строительства известны монастыри с «безалтарными храмами», относящиеся к первоначальному периоду распространения христианства, в том числе на территории Киев­ской Руси. В средневековых монастырях-пустынях, затерявшихся в лесной глуши, иноки-аскеты соотносили место спасения своей души с образом пещеры-горницы, последнего пристанища тела Христа Гроба Господня.

Символика, мелового столба также отвечает мироощущению средневеко­вого черноризца, ибо ангельские явление и знамения свыше, как правило, ассоциировались с образом огненного столба. Это зафик­сировано множеством летописных рассказов.

Со временем первоначальная архаическая форма пещерного храма усту­пает место утвердившимся канонам построения церквей, где ал гар­ная преграда с иконостасом и вратами — необходимое условие планировки решения молитвенного помещения. Переустраивается и древняя церковь в скале, Вообще, до середины XIX в. об этой пе­щере имеется мало сведений. Известный литератор и путешествен­ник по святым местам в середине XIX в, А.Н.Муравьев отмечал, что «с конца XVII в, пустело их святилище и не было в нем богослужения, доколе при восстановлении обители преосвященный Иннокентий не возбудил красноречивым словом одного ближайшего благодетеля, помещика И.В.Малиновского, обновить и сию древнюю церковь», К этому времени пещерный храм был поименован в честь св Николая Мир-Ликийского, ибо, по преданию, явилась здесь, на меловом столбе, чудотворная икона святителя Николая, ставшая наиболее известной святыней монастыря в XIX в. Сам образ не сохранился по­сле закрытия монастыря в 1922 г, однако известны его изображе­ния, запечатленные в списках икон и литографических копиях. Это — наиболее ранняя по времени написания икона Святогорского мона­стыря. Архиепископ Филарет (Гумилевский) датировал ее по перво­му летописному упоминанию Святых гор (до 1540). Однако экспер­ты XII Археологического съезда в Харькове (1902) отнесли икону к XVIII ст., а отдельные знатоки церковных древностей — к XVII в.

Несмотря на яркую легенду о явлении чудотворного образа св. Николая, церковь сразу после устройства в ней иконостаса вокруг мелового столба была переосвящена в честь Иоанна Предтечи.

Архаические формы этого храма дают основание предполагать его суще­ствование еще до XVII в., однако из-за отсутствия каких-либо сведе­ний о нем ранее 1620 г. этот уникальный памятник культовой архи­тектуры датируется XVII веком.

Рядом с храмом, с восточной стороны, сохранились три кельи с остатками меловых лежанок. Это и есть первые жилые помещения обители. Площади келий неодинаковы (7-11 кв. м), рассчитаны на одного или двоих монахов. Все три кельи отапливались одним очагом, каждая из них имеет одно или два окна с видом на реку с высоты 65 м.

Исследования показали, что во времена иноков-аскетов окон здесь не было. Они более позднего происхождения — I половина XIX в

Несколько обособленно расположена еще одна келья, имеющая прямой выход в древний храм со столбом. Некоторые авторы считали ее жи­льем настоятеля пещерного монастыря.

Известны имена большинства настоятелей XVII в. Кроме упомянутых выше игумена Ефрема и черного попа Симеона документы от имени мона­стыря подписывали старцы Давид и Александр (1628-1631 гг.). В 1640 г. Святогорскую обитель возглавлял черный поп Кирилл, а в 1651 — Игнатий. При настоятельстве о. Гавриила производится ме­жевание земель Святогорскому монастырю. После значительных «урезаний» угодий по обоим берегам Донца у Святогорской обите­ли осталось 27 тыс. десятин земли (от нынешнего с. Студенок до с. Сидорово). Наиболее известным среди настоятелей пещерного мо­настыря был первый архимандрит Иоиль. При нем были сооружены первые наземные строения под меловой скалой, и началось посте­пенное переселение иноков на «подол», береговое плато р.Донец.

В XIX в. четвертая келья была обжита еще раз. В ней в 1850 г. укрылся в за­творе схимонах Иоанн (в миру Иван Крюков) и прожил там 17 лет, до 1867 года. Иоанн Затворник Святогорский прославился еще в XIX в. чудесами исцелений, и в середине 90-х гг. XX в. был канонизирован. День его памяти отмечается в Святогорском монастыре 24 августа при большом стечении паломников.

Кроме перечисленных пещерных помещений на втором ярусе находится трапезная монастыря площадью 25 кв.м и многочисленные ходы.

Другие помещения II яруса не сохранились вследствие разрушения скалы.

На первом ярусе пещерного монастыря расположена древняя усыпальни­ца в виде погребальных ниш, вырубленных в коридоре Г-образной формы. Всего в усыпальнице 13 ниш, одна из которых датируется 1859 годом. В ней был захоронен архимандрит Арсений, первый на­стоятель монастыря в 1844 г Остальные погребальные ниши датиру­ются XVII веком. Захоронения в них не сохранились, за исключением одного, обнаруженного в полу коридора усыпальницы. Погребенный мужчина похоронен головой на запад со сложенными руками, на груди — деревянная иконка. В черепе — сквозная рана от удара ме­таллическим предметом, возможно, саблей.

До 1859 г. других помещений в нижнем ярусе пещер не было. Однако по­сле захоронения архимандрита Арсения к югу от усыпальницы была ископана новая пещерная церковь во имя Алексея, человека Божия. Сохранившаяся до настоящего времени Алексеевская церковь пло­щадью 90 кв. м имеет традиционное планово-пространственное ре­шение с четко выделенной алтарной частью.

Иконостас храма реконструирован по найденным фрагментам чугунного литья старого иконостаса. Авторы живописи — заслуженный художник Украины Г.В.Жуков и художник В.А.Теличко из Донецка.

В отличие от I и II ярусов пещер, верхние «этажи» почти не сохранились. Лишь отдельные фрагменты и ниши свидетельствуют о ранее быв­ших здесь пещерах III, IV, V ярусов. Динамика разрушений пещер ме­ловой скалы проанализирована специалистами института «Укр- проектреставрация», разработана технология их укрепления. Ос­новные ремонтно-реставрационные работы заваленных ходов были проведены в 80-х гг. XX в.

Комплекс пещерных сооружений XVII в. в меловой скале – не единственный памятник подземного типа в Святогорском монастыре. Очевидцы свидетельствовали, что еще в XIX в. На склонах Святых гор были видны остатки одиночных пещерных помещений, вырубленных в меловой породе. Среди них наибольшую известность приобрела подземная церковь преподобных Антония и Феодосия. Об истории этого памятника до 1846г. мало что было известно. Пещера была засыпана землей, и лишь одиночный провал свидетельствовал о существовании подземелья. В 1844-1845 гг. иноки Святогорской обители очистили пещеру и обнаружили остатки некогда бывшей здесь церкви. Разные авторы по-разному датировали этот памятник. Дополнительные натурные обследования его, проведенные в 90-х гг. XX в., показали наличие следов кирпичной кладки XVII в. и первоначальную планировочную структуру безалтарного молитвенного помещения. В течение 1845-1846 гг. была произведена реконструкция храма, были вырублены дополнительные объемы, что позволило выделить алтарную часть и устроить иконостас. «Вход в этот подземный храм сделан в виде украшенной изображениями св. икон арки или часовни из кирпича, увенчанной тремя главами и крестами. У самого входа по обеим сторонам изображены во весь рост преподобные Печерские Антоний и Феодосий» – писал один из авторов XIX в. Освящение церкви в честь преподобных Киево-Печерской лавры Антония и Феодосия свершилось 30 августа 1846 г. Преосвященным Иннокентием (Борисовым), архиепископом Харьковским.

Не менее интересна история этого памятника как прикладбещинской церкви XIX в. Перед входом в храм 1847 г. было основано кладбище для светских лиц – благотворителей обители и отдельных монахов, в основном духовников Святогорского монастыря.

Современников поражало великолепие надгробий на кладбище, обилие княжеских и дворянских родов, представители которых были похоронены здесь.

«Под этими памятниками, — свидетельствовала Е.Жилинская, автор путе­водителя по монастырю XIX в., — покоится между прочим, большое семейство Иловайских, четыре поколения этого рода, граф Платов, Скоротовский, Жилинские, Арсеньев, Парвицкая, Опочинины, Курдюмов и многие другие».

Для захоронения князей Голицыных были устроены два вместительных склепа и великолепной архитектуры павильон над ними при входе в храм. Основателем усыпальницы следует считать Т.Б.Потемкину, владелицу Святогорского имения, урожденную княгиню Голицыну. «Ея всегдашним желанием было быть погребенною в дорогой ей Святогорской пустыни, — вспоминал А.Ковалевский, автор ряда произведений о Святогорской обители и ее подвижниках, — там, подле пещерной церкви преп. Антония и Феодосия Печерских, была приготовлена ею для себя усыпальница, где покоились ее братья князья Н.Б. и А.Б.Голицыны и другие ее сродники».
Сама Т.Б.Потемкина, скончавшаяся в 1869 г, была похоронена, по воле супруга, в Сергиевой лавре Санкт-Петербурга.

Из других захоронений следует упомянуть князя Б.А.Куракина, наказного атамана Войска Донского Матвея Ивановича Платова, внука героя Отечественной войны 1812 г.

К сожалению, памятники кладбища были утрачены в течение XX в., после закрытия монастыря. Восстановление родовых усыпальниц и самой церкви пр. Антония и Феодосия началось с созданием историко-архитектурного заповедника. Храм вошел в число памятников запо­ведника и был отреставрирован с устройством нового иконостаса. Восстановлены родовые усыпальницы князей Голицыных и Иловай­ских. После передачи храма Свято-Успенскому монастырю выпол­нены работы по устройству ограды и колокольни, восстановлена на­земная часть павильона усыпальницы князей Голицыных.

ПЕРВЫЕ НАЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ МОНАСТЫРЯ

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ XVII в.

Пещерный период существования Святогорской обители завершается в нач. 80-х гг. XVII в. Строительство рядом с монастырем крепостей Маяки (1663) и Тор (1676), формирование Харьковского и Изюмского слободских полков — все это способствовало укрепле­нию границ и увеличению прихода, духовно окормлявшемуся в Святых горах.

Необходимость расширения монастыря становится очевидной, и в 1679 г. строится деревянная церковь св. ап. Петра и Павла, а вместе с ней — жилые и хозяйственные постройки под скалой.
Археологические раскопки на месте их сооружения подтвердили наличие остатков построек и бытовых предметов конца XVII—ХVIII вв.

Петропавловский храм был сооружен в традициях деревянной народной архитектуры XVI-XVII вв. с теми стилистическими особенностями, ко­торые характерны для Слободской Украины. Это была трехчастная деревянная церковь срубной конструкции с тремя верхами. Над ал­тарем, центральной частью и западным приделом возвышались три главы, центральная из которых была выше остальных и строилась с использованием приема «залом». Западная глава, вероятно, ис­пользовалась как колокольня.

В истории архитектуры стилистические особенности украинских деревян­ных церквей XVI-XVIII вв. получили название «украинского барокко» Петропавловский храм Святогорского монастыря XVII в. был ярким образцом этого стиля, однако его существование было недолгим Пожары и обвал мелового утеса стали причиной его утраты.

Иная судьба была уготована другому шедевру украинского барокко — Ни­колаевской церкви XVII в. на меловой скале. Построенный в камне, но в тех же традициях деревянного зодчества, храм претерпел некото­рые изменения с XVII в., но в целом сохранил замысел мастера и сти­листические черты. Вместе с тем, памятник уникален по своим кон­структивным решениям в единении с природным материалом скалы.

Алтарная часть храма вырублена в меловой породе. К ней пристроена центральная часть из кирпича, переходящая в западную деревянную колоколенку.

Отличительные черты церкви — композиционное единство с меловым утесом и окружающим природным ландшафтом. Храм вырастает из плоти меловой скалы, и своими тремя главами венчает ее вершину.

СВЯТОГОРСКИИ МОНАСТЫРЬ В XVIII в.

XVIII в. ознаменовал собой новый этап в развитии архитектурного ансамб­ля. Основной отличительной чертой его стало появление нового ком­плекса каменных и деревянных построек на береговом плато Донца с Успенским собором в центре Этот монастырский комплекс не со­хранился, однако по описаниям XVIII-XIX вв. сооружен он был в той же стилистической пластике украинского барокко XVIII в. Ктитором стро­ительства выступил полковник Изюмского слободского полка Ф.В.Шидловский. К 1708 г. сооружение собора было завершено.

В этот период земли монастыря, отведенные еще в 1666 г., заселяют ук­раинские переселенцы, формируя население хуторов и сел будуще­го Святогорского имения. Внешняя опасность хотя и продолжала су­ществовать, но уже значительно уменьшилась.

Святогорский монастырь, возглавляемый во II пол. XVIII в. учеными из чис­ла ректоров и префектов Харьковского коллегиума — высшего учеб­ного заведения Слободской Украины, тоже становится просвети­тельским центром. Здесь преподают латынь и другие науки. Святые горы посещает Григорий Сковорода, общаясь со своим учителем и другом, настоятелем монастыря Леонтием Кордетом.

Григорий Саввич весьма красноречиво характеризует Святогорского ар­химандрита в своем письме к ректору Харьковского коллегиума Ио­ву Базилевичу 18 апреля 1765 г:

«…Я сего чистосердечного мужа уподобил бы святому пророку Ионе… Ибо он… весьма сведущ в экономике муж, притом смыслит арифметику и географические на­уки, кратко сказать — способный одновременно и к наукам, и к прак­тическим делам, к войне и к покою, к богу и к миру Рассеивая на все стороны пользу, аки солнце лучи, был он и мне пробным камнем к распознанию некоторых людей, коих бы мне никогда не узнать, каковы они, если б не его с ними дружба. Подобного к подобным ве­дет Бог.
О философских его субтильностях, даже до четвертого неба проникаю­щих. нет чего уже и говорить…»

Описаний монастыря в этот период сохранилось немного. В 1774 г акаде­мик Гильденштедт, посетивший Святогорский монастырь, записал в своем дневнике: «…У подножия крутых гор и лежит Святогорский мо­настырь. Монастырские здания, состоящие из двух церквей и дома, в котором живет архимандрит, окружены четырехугольной стеной, каждая из которых имеет шагов шестьдесят».

Кроме самого монастыря под скалой в XVIII в. уже существовал Святогор­ский скит в Святом месте, который позднее получил название «Скит Великого Арсения». Здесь, в живописной лощине, окруженной гора­ми, вдали от мирской суеты, уже не в пещерных, а деревянных кель­ях спасались до 30 монахов-скитников Церковь во имя Великого Арсения была сооружена из камня посреди скита. В ней до 1913 г. хранилась историческая реликвия — каменный ковчег (реликварий) VIII-IХ вв. из Византии с надписью на древнегреческом языке — о том, что в нем хранятся мощи Великого Арсения. Реликварий был подарен монастырю А.Н.Муравьевым после путешествия по святым местам Малой Азии в середине XIX в.

Архивы XVIII в. содержат немного сведений о монастырских постройках, их архитектуре, строителях, мастерах-живописцах. Однако даже отры­вочные сведения дают возможность сделать вывод, что в XVIII в. в стенах Святогорской обители открывается местная школа иконопи­си. История сохранила имя мастера, автора ряда иконостасов — Василия Рудецкого, который за свои труды получил в Святогорском монастыре св. мощи.

Из числа икон, находившихся в XVIII в. в монастыре, наиболее известны кроме упомянутого выше образа св. Николая чудотворный образ Бо­жьей Матери, получивший имя Святогорской. После закрытия мона­стыря в 1787 г эта икона лишилась драгоценной ризы, но была со­хранена и особо почиталась в монастыре.

Сохранился список этого образа, написанный в XIX в. и почитаемый ныне в Святогорской лавре. Иконографическое изображение оригинала иконы Святогорской Божьей Матери восстановлено по литографии 1911 года.

В 1787 г., в период путешествия императрицы Екатерины II в Крым, Свято- горский монастырь готовился к встрече с государыней, но в обитель прибыл уполномоченный от светлейшего князя Григория Потемкина с требованием о закрытии монастыря и передаче его имущества вместе с землями и крепостными в казну Юридическим основанием для такого закрытия был Манифест Екатерины II о секуляризации церковного и монастырского имущества, в соответствии с которым было закрыто множество монастырей в России и Украине. Успен­ский собор стал приходской церковью, а само Святогорское имение стало собственностью светлейшего князя.

«Друг мой сердечный, князь Григорий Александрович, — пишет по этому поводу императ­рица 1 октября 1790 г., — дав тебе рай земной сегодня, как ты назы­ваешь эту дачу, которую ты у меня просил, прошу тебя, если вздума­ешь оную паки продать, предпочтительно мне оную продать. Про­щай, Бог с тобой, я ужасно как слаба».

После смерти князя имение перешло по наследству к племяннику — князю В.В.Энгельгардту, затем его сестре — княгине Т.В.Юсуповой, а по­сле ее кончины в 1841 г. — сыну от первого брака А.М.Потемкину

СВЯТОГОРСКАЯ УСПЕНСКАЯ ОБЩЕЖИТЕЛЬНАЯ ПУСТЫНЬ В XIX в.

Через три года после некоторых хлопот с оформлением и подготовкой до­кументов по докладу Святейшего синода и величайшему повелению императора Николая I от 15 января 1844 г. Святогорский монастырь вновь был открыт под наименованием Успенской общежительной пустыни.

Сразу же началось коренное переустройство обители при помощи графа и его супруги, боголюбивой Т.Б.Потемкиной (урожденной княгини Голицыной). Старые постройки, за исключением собора, были разо­браны, а на их месте по утвержденному плану возвели новый архи­тектурный комплекс, в котором реализованы основные классичес­кие принципы композиции, центральным элементом которой стала Покровская церковь с колокольней.

Проект новой церкви был подготовлен архитектором А.Тоном уже в 1847 г. А в 1854 г в архиве монастыря отмечено: «Построена сия церковь в 1850 году с разрешения Святейшего синода тщанием настоятеля сей пустыни архимандрита Арсения на иждивение монастырское и содей­ствие благотворителей сей пустыни гр. Потемкиных».

Здание церкви кирпичное, двухэтажное. Над ним возвышается колоколь­ня, опирающаяся на четыре массивных столба. Фасады храма укра­шены богатым лепным декором и завершаются фронтонами с крес­тами и вензелями с монограммой Богородицы. Сам храм располо­жен на 2-м этаже. 1-й этаж занимает архив, библиотека, ризница. В центре — святые врата — парадный вход в монастырь.

Колокольня, в отличие от барочной архитектуры храма, решена в класси­ческом стиле. Основной ярус украшен по углам колоннадой с ко­ринфскими капителями. В барабане колокольни были встроены ча­сы, о которых писал в 1887 г. А.П.Чехов:

«Часы на Святогорской ко­локольне, в виде предисловия, проиграли свою тихую, мелодичную музыку и вслед за этим пробили двенадцать».

Колокольня венчалась шлемовидным голубым куполом и имела восемь колоколов, главный из которых, подаренный обители генеральшей М.А.Иловайской, весил 6,3 т.

В 1851 г. к Покровской церкви были симметрично пристроены два новых двухэтажных корпуса — настоятельский и казначейский. Выст­роилась парадная линия фасадов зданий монастыря, соединенная оградой с башнями по углам.

Следующий ряд построек составили келейные (с запада) и гостиничные (с востока) корпуса. В южной части ансамбля сформировался хозяй­ственный двор с мастерскими.

Таким образом, в формировании ансамбля четко прослеживается прин­цип зонирования, который в основных своих чертах сохранился до настоящего времени.

Организатором строительства нового монастыря стал архимандрит Арсе­ний (Митрофанов), вышедший из Глинской пустыни (Курская губер­ния) с двенадцатью монахами для возобновления Святогорской обители.

К середине 50-х гг. XIX в. обозначилась проблема главного храма обители — Успенского собора XVIII в. Он был уже ветх, мал в объеме и зате­рялся среди новых построек ансамбля.

Проектирование нового собора было поручено петербургскому архитек­тору А.М.Горностаеву, который в 1858 г. представил проект на ут­верждение. Строительство самого монументального сооружения — пятиглавого собора в русско-византийском стиле — стало основной задачей развития монастырского комплекса. Строить собор подря­дился опытный каменщик из крестьян Владимирской губернии Яков Еремин. Кирпич для строительства собора обитель делала на собст­венном кирпичном заводе. Другой материал частично поставлялся из имения Потемкиных. Заложив основание собора, 12 октября 1859 г скончался настоятель архимандрит Арсений. Его дело про­должил о.Герман (Кпица). Девять лет шло строительство, и 4 сентя­бря 1868 г. архиепископом Харьковским Макарием (Булгаковым) был освящен главный престол во имя Успения Пресвятой Богороди­цы. Через несколько дней, 13 сентября 1868 г., освятили правый престол во имя св. великомученицы Варвары и мученицы Татьяны. Третий, левый, престол во имя св. Дмитрия, Митрофана и Тихона ос­вящен уже в 1869 году

Каменное кубовидной формы сооружение было увенчано пятью восьми­гранными главами с высокими шатрами и золотыми луковицами. Впечатляли и размеры собора: высота — 53 м, ширина по линии восток-запад — 42 м.

Центральная глава, в отличие от четырех боковых, — световая. Ее окнами освещается подкупольная часть храма с живописью, написанной маслом по штукатурке. Собор был расписан «картинами» в академи­ческом стиле. Имеются данные, что в создании иконописи Успенско­го собора принимал участие петербургский художник А.П.Розанов. Сам иконостас собора готовился в мастерской художника Степано­ва в Москве.

По свидетельству очевидцев, «иконостас главного престола — четы­рехъярусный, а приделов — трехъярусный, изящной резной работы, весь вызолоченный и украшенный художественно исполненными иконами, писанными на золотом фоне в византийском стиле…». Со­хранившаяся от прежнего иконостаса XIX в. икона из царских врат «Архангел Гавриил» — свидетельство высочайшего мастерства ху­дожника-иконописца.

Стены собора были отделаны под искусственный мрамор, а полы выложе­ны из щитового дубового паркета.

С постройкой нового Успенского собора встал вопрос о судьбе собора века, который уже не вписывался в монастырский ансамбль. С разрешения Святейшего синода в 1867 г. старый собор был разобран, а на месте его престола устроена небольшая часовня. В архитектурном плане Успенская часовня была решена в едином клю­че с новым собором: кубовидный объем памятника завершался пя­тью главами. Фасады, украшенные колоннами, имели четыре стек­лянные двери. До настоящего времени часовня не сохранилась.

Строительство Успенского собора обусловило перестройку практически всех зданий, его окружавших. Вход в пещеры, оформленный в виде здания, был полностью разобран, ибо находился на месте запроек­тированного собора. Новый пещерник был построен в 60-х гг. XIX в. в псевдорусском стиле и во многом повторяет архитектурные реше­ния собора.

В его боковых объемах берут начало два пещерных хода, ведущих в мело­вую скалу На втором ярусе устроена деревянная беседка с выходом на Кирилло-Мефодиевскую лестницу — крытую галерею с 8 башня­ми, две из которых кирпичные, остальные — деревянные. Тетива ле­стницы протянута по склону горы и заканчивается у входа в Никола­евскую церковь на меловом утесе. Кирилло-Мефодиевская лестни­ца, сделанная из дуба, играла роль основного коммуникационного средства, соединяющего нижнюю территорию монастыря с верхней.

В период Великой Отечественной войны этот памятник был утрачен.

Верхнюю площадку меловой горы с середины 50-х гг. XIX в. занимает еще одно оригинальное сооружение — Андреевская часовня. Это свое­образная беседка-ротонда, выложенная из нетесаного крупного камня-песчаника способом дикой кладки. Внутри грани тщательно вытесаны и образуют сквозные арки. Над сводчатым перекрытием часовни устроена шатровая крыша с крестом.

Надпись на медной доске свидетельствовала, что часовня устроена в па­мять о вторичном возобновлении Святогорской обители в 1844 году.

Снискав особую популярность у богомольцев и гостей монастыря, Андре­евская часовня получила в XX в. иное название — Верхний павильон паломников. Точно также, как пещерник был назван Нижним павиль­оном паломников. Под таким названием эти оригинальные сооруже­ния Святогорского монастыря XIX в. числятся в реестре памятников архитектуры государственного значения.

Успенский собор с пещерником располагаются на верхней, второй, тер­расе монастырских построек, тогда как первый ряд сооружений, вдоль набережной формируют здания по линии фасада Покровской церкви. Этот парадный ряд в середине XIX в. сформировали настоя­тельский и казначейский корпуса 1851 года постройки.

Здесь размещался административный центр монастыря. Настоятельские покои до 1859 года занимал архимандрит Арсений (Митрофанов), а затем до 90-х гг. XIX в. — архимандрит Герман (Клица).

Именно в этот период формируется практически весь новый архитектур­ный ансамбль. К западу от центральной группы построек создается комплекс построек келий в составе четырех зданий, самое крупное из которых, трехэтажный дом иеромонахов, подпирает своей южной стеной гору.

Количество монахов в XIX в. быстро растет и составляет к началу XX в. око­ло 500 человек вместе с послушниками.

В восточной части ансамбля расширяется гостиничный двор в составе шести зданий. Центральная гостиница вначале была двухэтажной и выходила своим северным фасадом к реке. Именно здесь принимал многочисленных гостей и богомольцев Святогорский монастырь. В этом корпусе останавливались и запечатлевали Святые горы в своих произведениях многие писатели, поэты, художники.

В мае 1887 г по пути в Таганрог заехал в Святые горы А.П. Чехов и пробыл здесь два дня. «Место необыкновенно красивое и оригинальное, — писал в своем письме к сестре Чехов, — монастырь на берегу реки Донца, у подножья громадной белой скалы, на которой теснясь и на­висая друг на другом громоздятся садики, дубы и вековые сосны.

Кажется, что деревьям тесно на скале и что какая-то сипа выпирает их вверх и вверх… Сосны буквально висят в воздухе и того гляди сва­лятся Кукушки и соловьи не умолкают ни днем, ни ночью. Монахи — весьма симпатичные люди, дали мне весьма несимпатичный номер с блинообразным матрасиком. Ночевал я в монастыре две ночи и вынес тьму впечатлений. При мне. ввиду Николина дня, стеклось около 15 тысяч богомольцев… Еда монастырская дармовая для всех 15.000: щи с сушеными пескарями и кулеш. То и другое, равно как и ржаной хлеб, вкусно. Звон замечательный. Певчие плохи. Участво­вал в крестном ходе на лодках».

В предпасхальные дни 1895 г в Святых горах писал свой рассказ об этом живописном уголке И.А.Бунин: «Я успел сходить и на вершину горы, в верхнюю церковку, нарушил шагами ее гробовую тишину.. Поста­вил и я свою свечу за того, кто, слабый и преклонный летами, падал ниц в этом маленьком храме в те давние грозные ночи, когда костры осады пылали под стенами обители…».

В 1862 году в газете «День» было напечатано стихотворение «Святые го­ры», написанное Ф.И.Тютчевым под впечатлением от летней ночи в Святогорье:

Тихо, мягко над Украйной Обаятельною тайной Ночь июльская лежит — Небо так ушло глубоко, Звезды светят так высоко, И во тьме Донец блестит.

Блестящее описание природы Придонцовья, живые картины жизни мона­стыря и его обитателей дает в своих очерках «Святые горы» писа­тель Василий Иванович Немирович-Данченко, брат известного теа­трального деятеля. В гостинице монастыря автор жил и делал свои черновые записи о монастыре в 70-х гг. XIX в.

Оставили свои творческие работы после посещения Святых гор многие художники XIX в.: И.Репин, С.Васильковский, А.Киселев, Ю.Феддерс и др. На большинстве полотен запечатлена уникальная по сво­ей архитектуре Преображенская церковь на горе Фавор. Построен­ная в 1864 г. по проекту академика архитектуры Петцольда, она бы­ла верхней доминантой всего архитектурного ансамбля монастыря.

Закрытие Святогорской обители в 1922 году привело к исчезновению не­которых архитектурных памятников XIX в., в том числе и Преображен­ской церкви. Другие культовые, жилые и хозяйственные постройки были приспособлены под дом отдыха, получивший в середине 20-х гг. XX в. наименование I Всеукраинского дома отдыха им.Арте­ма. В ознаменование этого события известным украинским скульп­тором И.П.Кавалеридзе в 1927 г. был вылит из железобетона на вершине одной из меловых гор 22-метровый монумент большевика Федора Андреевича Сергеева, известного в Донбассе и за его пре­делами под псевдонимом Артем.

Монументальная скульптура, отлитая в стиле кубизм, прошла через войну и сохранилась едва ли но единственным произведением советского конструктивизма, отразившего символы и авангардные направления и искусство начала XX века.

В период Великой «ВОВ» у памятника Артему были захоронены воины, погибшие при освобождении Святогорья. Среди них — генерал-майор, командир 79-й гвардейской стрелковой дивизии Ф.Батюк и его боевые товарищи. Сегодня это один из мемориальных комплексов, где увековечены имена более чем 2.000 солдат и офицеров, погиблих с 1941-1943 в борьбе с неметким фашизмом, Современный Святогорск крупный оздоровительный курорт Донбасса, историко-культурный комплекс нами г НИКОЙ археологии, истории, архитектуры и одновременно духовный центр всего юго-востока Украины Свягорская Свято-Успенская лавра.

Возобновивший свою деятельность в 1992 г, Святогорский монастырь значительно вырос и окреп за 12 лет, стал третьим по количеству братии в Украине (более 100 человек), Почти восстановлена прежняя материальная база: 50 зданий и сооружений. Возродив былую славу Святых гор как места паломничества, Свято-Успенский монастырь решением синода Украинской православной церкви Московского патриархата получил в 2004 году статус лавры, В рамках года духовности в Донецкой области проведен большой комплекс работ по реставрации и реконструкции Святогорского ансамбля с установкой памятного знака мраморной скульптуры Богородицы Святогорье — одно из самых удивительных мест Украины. Его история — величественна, его красота — возвышенна, его жизнь — преисполнена спокойного достоинства.

Именно с этих мест, по мнению историков, начиналась летопись современного Донбасса: первым населенным пунктом, возникшим на просторах Дикого поля, считается Святогорский монастырь, самое древнее письменное упоминание о котором относится к 1526 году.

Люди, пришедшие сюда и принесшие в своих сердцах испоконвечную Веру, Надежду, Любовь, сделали эти живописные просторы по-особенному одухотворенными. Это они освятили — своими жизнями, чистотой своих помыслов, своим стремлением к гармоничному завтра — эту прекрасную землю.

«Донецкой Швейцарией» назвал Святогорье А.П.Чехов, писавший: «Пейзажи волшебны. Напоэтизировался я по самое горло: на пять лет хватит». Тут «можно вылечиться от 15 чахоток и 22 ревматизмов», потому что «лучшего воздуха ни в каких крымах и кавказах не найдете».

Эта земля помнит многих великих людей. Ею восторгались художники, ее воспевали писатели и поэты, о ней заботились царственные особы, ее посещали видные общественные деятели. Она переживала набеги врагов и периоды запустения, но всегда возрождалась и восставала из пепла небытия обновленной и еще более прекрасной. И вместе с ней обновлялся, входил — новые периоды своей истории весь Донбасс. Как будто именно здесь, под сечъю вековых сосен, в белоснежных пещерах меловых гор, покоится его Мятежная

Сегодня Святые горы переживают особый момент своей истории. Святогорску возвращено историческое название. Восстановлены и переданы церкви отобранные когда-то монастырские владения, Наконец в марте 2004 года Святейшим Синодом принято решение о присвоении Святогорскому Свято-Успенскому монастырю статуса лавры. А природоохранная Федерация при Совете Европы внесла Национальный природоохранный парк «Святые горы» в состав Европарка.

Как в давние времена, всем миром восстанавливает и обновляет свою святыню Донбасс. А значит — живы еще в народе понятия о чести и совести, чувство сопричастности и ощущение преемственности поколений. Жива Вера. Надежда. Любовь.

И значит — у этого народа есть будущее.

www.svyatogorsk.net.ua

Добавить комментарий