Роковой аэровагон

Аэровагон

Владимир Морев, известный всем как «Дедушка Джеральд», выступил с очередным исследованием. Вот оно…

100 лет назад, 24 июля 1921 года произошла катастрофа аэровагона, в которой погиб известный большевик Артём (Ф. А. Сергеев). Факт широко известный, кроме того, что это был за аэровагон и каким образом в нём оказался Артём. Разберёмся:

В июле 1921 года в Москве проводились заседания 3-го конгресса Коминтерна. 24 июля группа ок. 20 человек, в том числе иностранных коммунистов — представителей делегаций, прибывших на конгресс, во главе с Артёмом, должны были отправиться в Тулу, на встречу с местными шахтёрами. Для поездки ими был избран только что построенный пробный вариант аэровагона, который проходил испытания и наездил порядка 3 000 км испытательного пробега. Но что это было за транспортное средство?

Весной 1921 г. в Тамбове по проекту инженера-самоучки Валериана Абаковского был сконструирован пробный вариант аэровагона. Он представлял из себя по сути деревянный сарай обтекаемой формы, закреплённый на железнодорожной дрезине, с установленным внутри двигателем от самолёта(!) и выведенным наружу двухлопастным винтом (см. снимок). Этот пепелац мог развивать скорость до 140 км/ч, издавая страшный грохот.

До Тулы делегация доехала успешно, и в тот же день после окончания встреч с шахтёрами отправилась обратно. В 18:35 по местному времени, приблизительно в 110 км от Москвы, в районе Серпухова, на скорости ок. 85 км/ч аэровагон сошёл с рельсов и вылетел под откос (винт же есть!). Из находившихся в вагоне 22 человек на месте погибло 6, ещё один скончался от травм позднее. Среди погибших оказались как Ф. А. Сергеев (Артём), так и сам конструктор аэровагона В.И. Абаковский. Погибших похоронили в братской могиле у Кремлёвской стены.

Официальной причиной крушения аэровагона совершенно справедливо считается катастрофическое состояние железных дорог в Советской России начала 1920-х годов. Согласно этой версии, аэровагон во время движения подскочил на ухабе, но приземлиться на рельсы уже не смог. Для примера, в соответствии с современными нормами содержания железнодорожного пути никаких ухабов быть вообще не может: отклонение в уровне расположения рельсов допускается не более1 мм на 1 м пути.

В период Перестройки в СССР появились конспирологические версии, согласно которым катастрофа аэровагона была подстроена. Сын Ф.А. Сергеева Артём, после смерти отца усыновлённый самим Сталиным, утверждал в 1990-е гг., что катастрофу организовал Л.Д. Троцкий. По нашему мнению, одного взгляда на чудо техники авторства инженера Абаковского было бы достаточно, чтобы понять, что перевозить делегатов международного съезда со скоростью выше уже 25 вёрст в час было бы непростительным риском.

Закончим заметку официальным сообщением газеты «Правда» о происшествии: «24 июля в 6 час. 35 мин. вечера, на курской дороге на 104-й версте от неизвестной пока причине сошел с рельс аэровагон, в котором находились делегаты Коминтерна и несколько пассажиров, выехавших из Москвы для ознакомления с фабриками и заводами Московского района. Из находившихся в вагоне 22 чел. убито 6: Отто Струнат (Германия), Гельбрих (Германия), Хсоолет (Англия), Константинов Ив. (Болгария), председатель Ц.К. союза горнорабочих т.Артем (Сергеев) и т. Абаковский. Тяжело ранены шесть человек, из которых наиболее серьезно пострадал т.Фриман Поль (Австралия)…» Правда.—1921.— 26 июля.

Евгений Ясенов. donjetsk.com

Добавить комментарий