Уникальный монумент-юбиляр… И огромные головы на дне донецкого бассейна

Александр ПОРОЖНЮК – за работой на дне бассейна.

О том, как они появились на свет, нам рассказал один из их создателей известный донецкий скульптор Александр Порожнюк. Александр Николаевич поведал, как создавался уникальный мемориальный комплекс «Освободителям Донбасса», который был открыт ровно четверть века назад, 8 мая 1984-го.

Это нужно живым

Решение о возведении в Донецке памятника, посвященного освободителям шахтерского края от фашизма, украинское правительство и ЦК Компартии Украины приняли еще в 1960-е. Но в начале всем казалось, что это нереально – чтобы дончанам позволили возвести у себя в городе мемориал такого масштаба: такие работы доверялись лишь столичным творческим коллективам. И один киевский коллектив начал было работать над этим, но его работа заглохла еще на начальной стадии разработки идеи. А там, где киевляне планировали возвести этот памятник, построили городской Дворец пионеров.

Возведение монумента «Твоим Освободителям, Донбасс!»: как это было– А мы начали работать над будущим памятником в 1976-м, – делится воспоминаниями Александр Николаевич. – В 1978-м нашу группу утвердили. В нее вошли четыре человека: архитекторы Владимир Петрович Кишкань и Михаил Яковлевич Ксеневич и скульпторы Юрий Иванович Балдин и я. Главным в нашей группе был Владимир Петрович Кишкань. Причем не по должности – не потому что он был главным архитектором Донецка. К слову, именно он выдержал войну с чиновниками республиканского масштаба – чтобы возведение в Донецке такого монумента доверили самим дончанам. Владимир Петрович был и главным генератором идей. А воплощенная идея памятника с фигурами солдата и шахтера давно созревала в нас; она уже была на поверхности. Хотя мы после утверждения группы еще два года искали разные варианты. Очень много было идей. Но конкретно эта принадлежит Балдину Юрию Ивановичу. Именно он предложил такую концепцию: соединить фигуры шахтера и солдата таким вот образом. Было это в 1980-м. А в жизнь эту идею воплощала вся группа. На проектирование и строительство ушло четыре года…

Александр ПОРОЖНЮК спускается за очередной порцией гипсаГоловы фигур солдата и шахтера лепили на дне недостроенного плавательного бассейна Донецкого госуниверситета. Каждая голова высотой и шириной – в два метра. Александр Порожнюк лепил шахтера; Юрий Балдин – солдата. На окружающую «его» голову платформу каждый скульптор взбирался не с пустыми руками, а с целым ведром или тазом гипса. И лепил. Натурщиков не было: каждый из образов – собирательный. Солдат – совсем еще молодой мужчина, не по годам повзрослевший юноша. Открытый взгляд. Заостренные черты лица. Шахтер – уже зрелый муж. Познавший трудную жизнь. Возможно, в тылу врага он был партизаном-подпольщиком. Потом своим трудом ковал меч Победы, которым солдат освободил от фашизма все человечество. А, может, солдат и шахтер – один и тот же человек, но в разные годы жизни?..

Там же, в бассейне, головы (гипсовые модели – ред.) покрывались медью. Методом раскроя. Сначала производилась выкройка: из металлических листов двухмиллиметровой толщины вырезались фрагменты. Например, площадка (передняя часть) носа, его крылья… Эти фрагменты сваривали – аргонной сваркой (сваркой меди в среде аргона). Сварочные работы под руководством архитекторов проводили специалисты-форматоры. Оставшиеся после сварки швы зачистили, зачеканили. Гипс, покрытый медью и оказавшийся ненужным, выбивался. Так что головы и в целом фигуры, и знамя, и меч внутри – полые. Точнее – в них находится металлический каркас, который и держит всю эту конструкцию. Этот каркас варили на заводе имени Ленинского Комсомола Украины (нынешний Донгормаш); там же покрывали медью корпуса фигур.

Возведение монумента «Твоим Освободителям, Донбасс!»: как это было– Работы в бассейне над головами солдата и шахтера продолжались больше года, – вспоминает Александр Николаевич. – Но мы с Юрием Ивановичем там же, на дне бассейна, переключались и на другие работы. Например, к нам часто по дороге с работы домой заходила Майя Калиниченко (директор Донецкого Дома работников культуры), и я ее вылепил.

Александр Порожнюк убежден: важность монумента для Донецка трудно переоценить:

– Этот ансамбль имеет огромное военно-патриотическое, гражданское, художественно-архитектурное значение. Но это – еще не все. Мы выполнили очень важную социальную задачу. Это сейчас мало кто знает. А ведь на месте монумента был цыганский поселок. По сути – трущоба. Официально, по документам, там была улица Приовражная; и мы проводили ее реконструкцию. Весь поселок был снесен; его жители получили квартиры. Вся территория была освоена: вокруг памятника-обелиска – так по документам назывался монумент – была разбита парковая зона, которая стала продолжением парка имени Ленинского Комсомола. Все работы были проведены за средства местного бюджета. На сам памятник и на благоустройство территории вокруг него было потрачено в общей сложности восемьсот тысяч рублей. Конечно, основная часть стоимости – в техническом сооружении. Это прежде всего – очень сложная инженерная конструкция. В сооружении монумента участие принимало множество организаций: местные тресты «Донецкшахтострой», «Донецкметаллургстрой», «Донецкстальконструкция», а также «Днепрстальконсрукция» из Днепропетровска. Медь привозили с Артемовского завода цветных металлов. Черный гранит – из Правобережной Украины. В работах по возведению памятника в Донецке участие приняли даже московские ученые. На такой большой высоте ветер, задувая в знамя, создает эффект пропеллера, – объясняет Александр Николаевич. – Мы специально создали двухметровую модель памятника. Ее возили в Москву, в Институт аэрокосмических исследований имени Жуковского. Там эту модель помещали в аэродинамическую трубу – проверяли, как потоки воздуха влияют на ее устойчивость.

Александр ПОРОЖНЮК – у монумента «Твоим Освободителям, Донбасс!» - день сегодняшний.Было много и других сложностей. Под монументом – выработки шахты имени Калинина. И в целом очень сложные горно-геологические условия. Так называемый французский разлом. Все это учитывалось при возведении монумента. Проводились большие дренажные работы.

Монумент планировали открыть на 40-летие освобождения Донбасса, в сентябре 1983-го. Но к этому сроку завершить работы не успели. А потому открытие монумента было приурочено к 39-й годовщине Великой Победы и состоялось 8 мая 1984-го.

Высота фигур – восемнадцать метров. Над землей (учитывая высоту постамента и то, что еще выше фигур солдата и шахтера поднимается знамя) памятник возносится на высоту, превышающую 30 метров.

По фронтону постамента его окаймляет стела. Под монументом раньше горел вечный огонь, который оказался невечным. Постамент под наклоном поднимается от поверхности земли собственно к монументу. И это напоминает наклонные угольные пласты. И не только угольные. Но и временные, и смысловые…

Облицованный черным гранитом постамент, на котором стоят фигуры, – полый внутри. Там находятся помещения. И не только над землей, но и под основанием памятника: глубина и высота – примерно равны. В результате общая высота крупнейшего зала – восемнадцать метров. Общая площадь этих помещений – около трех тысяч квадратных метров. В этих помещениях при возведении монумента планировали создать музей. Но грянула перестройка – и стало не до строительства и созидания…

Теперь возле монумента, где был парк, ведется строительство нового стадиона; чтобы не мешать ему, ближе к монументу «Освободителям Донбасса» перенесен другой памятник, созданный Александром Николаевичем, – погибшим афганцам. О героическом прошлом нашего народа государство старается не напоминать: год назад возле монумента впервые со дня его открытия на День Победы не проводилось никаких мероприятий. Но дончане и сами, без приглашений, при этом с детьми, приходили к этому монументу, возлагали цветы. А это значит, что мы пока еще не превратились в манкуртов – идеальных рабов, не помнящих своего прошлого. И это обнадеживает.

Досье «ДК». Порожнюк Александр Николаевич. Родился и вырос в Грузии. В 1970-м, будучи выпускником Львовского института прикладного и декоративного искусства, приехал в Донецк. С тех пор – дончанин. Автор сотен работ, которые украшают улицы, площади, бульвары и скверы Донецка и области, а также Донецкий Дом работников культуры, Донецкий и другие художественные музеи, отечественные и зарубежные частные коллекции.

Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ. Фото Николая ЯСИНЕНКО

На снимках:

  • Александр ПОРОЖНЮК – за работой на дне бассейна;
  • Александр ПОРОЖНЮК спускается за очередной порцией гипса;
  • В цеху завода имени Ленинского Комсомола Украины. У основания будущего монумента – скульптор Александр ПОРОЖНЮК;
  • Возведение монумента «Твоим Освободителям, Донбасс!»: как это было;
  • Александр ПОРОЖНЮК – у монумента «Твоим Освободителям, Донбасс!» – день сегодняшний.

Добавить комментарий