«Приятно отметить, что ты в молодости бывал в тех местах, которые ныне являются для страны примером экономической инициативы и рационального местного самоуправления. Для меня в числе таких городов особенно памятен Мариуполь, где в 1950-60-е годы я занимался научно-практическими разработками. Уже тогда город выдвигался в когорту крупных промышленных центров Украины, имел прогрессивно развивающуюся научную и производственную базу, замечательные трудовые традиции и достижения…
Производство броневых сталей и бронетанкостроение – традиционная для мариупольцев сфера деятельности. Достаточно вспомнить, что знаменитая мариупольская броневая литая сталь была создана в 1936 году на МК имени Ильича для литых башен знаменитого «Т-34» – лучшего танка Второй мировой войны.
Президент Национальной академии наук Украины Б. Е. Патон»
Из книги Юрия Фролова «От слов – к делу», вышедшей в свет в 2003 году.
Об историческом и культурном наследии наших предков говорят документы, хранящиеся в государственном архиве Донецкой области.
В канун знаменательной даты – 80-летия образования нашей области, с искренним уважением и огромным интересом обращаемся к документам, отражающим события самого древнего города – Мариуполя, главным героем которых является человек.
Указом Азовской губернской канцелярии от 28 марта 1780 года (по Указу императрицы Екатерины ІІ, полученного от Его Светлости… Государева Наместника князя Г.А.Потемкина 29 сентября 1779 года) был решен вопрос «об отводе вышедшим из Крыма в сию губернию грекам для поселения их признанных ими и способных местах земли».
Так зарождался Мариупольский уезд и город, имя которому меняли несколько раз. Сначала его назвали Павловском. Затем по просьбе митрополита Игнатия – Мариуполем – «городом Марии» (в честь Марии Федоровны, жены наследника царского престола, будущего императора Павла I).
Почти сорок лет город носил имя советского политического деятеля. Для увековечения памяти Андрея Александровича Жданова 22 октября 1948 года Совет Министров Союза ССР постановил переименовать город Мариуполь, где родился А.А.Жданов, в город Жданов.
В 1989 г. городу вернули его прежнее название – Мариуполь.
Градообразующими предприятиями Мариуполя являются крупнейшие металлургические заводы.
В конце ХІХ столетия началось бурное развитие металлургии в Донецком бассейне на базе местных углей и привозной керченской руды.
В 1896 г. «Никополь-Мариупольское общество», в которое входили французские и российские предприниматели, начало строить на территории города металлургический завод, который назвали «Никополь». С целью своевременного выполнения заказов «Никополь-Мариупольское общество» приобрело в США и полностью перевезло в Мариуполь металлургический и трубный заводы. На полную мощность завод «Никополь» уже работал в 1899 году.
В начале 1897-го царское правительство разрешило бельгийскому акционерному обществу «Провиданс» образовать в Мариуполе дочернее акционерное общество «Русский Провиданс». Рядом с заводом «Никополь» в 1898 году началось строительство нового металлургического завода.
Так, в конце ХІХ века почти на одной площадке возникли два крупных металлургических завода – «Никополь» и «Русский Провиданс».
С установлением Советской власти в Украине металлургические заводы «Никополь» и «Провиданс» были национализированы и названы Металлургическими государственными заводами «А» и «Б». Во время Гражданской войны они были выведены из строя.
Имя Ильича присвоили заводам в январе 1924 года, в честь памяти В.И.Ленина.
В 1930 году они вошли во всесоюзный трест «Спецсталь» под новым названием – «Мариупольский металлургический государственный завод имени Ильича».
С первых дней Великой Отечественной войны коллектив завода выполнял задания для фронта. В связи с отступлением Красной Армии перед заводом была поставлена сложная задача – демонтаж оборудования и эвакуация в Нижний Тагил и Магнитогорск. Но домны и мартеновские печи вывезти было невозможно…
За период оккупации немцам так и не удалось запустить основное металлургическое производство и восстановить энергетическое хозяйство завода. Но уходя фашисты заминировали завод.
Из акта по ликвидации заминирования завода Ильича от 10 декабря 1943 года: «Под нажимом Красной Армии, при отступлении, немецко-фашистские бандиты, учитывая большое оборонное значение цехов завода, произвели разрушение цехов путем минирования бомбами, минами и взрывчатыми веществами. Значительное количество бомб и мин обезвредил путем разрядки и удаления в безопасное место личный состав части…
Всего разряжено авиабомб: 497 – по 250 кг, 643 – по 50 кг (фугасных)».
На восстановление завода были приглашены специалисты металлургических заводов из Свердловска, Нижнего Тагила, Челябинска.
Уже 25 февраля 1944 год коллектив завода рапортовал Сталину о сборе средств на строительство танковой колонны:
«Дорогой Иосиф Виссарионович, желая всеми силами помочь Красной Армии в быстрейшем разгроме ненавистного врага, коллектив рабочих, инженернотехнических работников и служащих завода имени Ильича внес на строительство танковой колонны «Ответ ильичевцев» один миллион рублей. Пусть грозные машины, построенные на наши трудовые деньги, беспощадно громят и уничтожают фашистское зверье».
Имя сталевара Макара Мазая в СССР было известно каждому школьнику, студенту, рабочему. О его рекордах в 30¬е годы писали все газеты. Он – родоначальник стахановского движения в металлургии. Его опыт и методы работы распространялись по всей стране. С приходом немецких войск в Мариуполь начались активные поиски Макара Мазая, были подключены подразделения шефа зондеркоманды Фогеля, начальника мариупольского СД Вульфа, фельдкоменданта Гофмана. Донос в гестапо о том, что Мазай появляется в Талаковке у родственников жены, подтвердился. Его схватили. Сначала предлагали работать на Германию, а получив в ответ гордое молчание, пытали.
13 ноября 1941 года Макар Мазай был расстрелян. В трудные послевоенные годы завод всячески оказывал материальную помощь семье Макара Мазая, о чем свидетельствуют справки о выдаче продуктов питания, одежды, обуви, санаторных путевок с 1944 по 1947 годы.
Первенцем социалистической индустрии стал металлургический завод «Азовсталь».
Дата его строительства определена постановлением ЦК ВКП(б) от 8 августа 1929 года, в котором предлагалось «срочно разработать план использования керченских руд и строительства заводов, учитывая особую важность использования фосфористых руд как для металлургии, так и для сельского хозяйства».
Приказ ВСНХ СССР от 13 февраля 1930 года положил начало практическому строительству завода, включенного в число 518 сооружаемых гигантов пятилетки.
11 августа 1933 года была задута «Комсомольская» домна №1, а 12¬го – получен первый чугун. 17 октября 1933 года Президиум ЦИК СССР присвоил заводу имя Серго Орджоникидзе. 4 января 1935 г. мартеновская печь №1 выдала первую сталь.
В 1940 году коллектив завода выплавил около 826 тыс. тонн чугуна, свыше 503 тыс. тонн стали, выработал более 156 млн. киловатт¬часов электроэнергии.
В канун Великой Отечественной войны на «Азовстали» действовали 4 доменных, 6 мартеновских печей, энергетические, ремонтные, транспортные и другие службы.
Мирный труд советского народа прервала война. Часть оборудования была эвакуирована в Чусовой Пермской области и на Магнитогорский металлургический комбинат Челябинской области, но печи и мартеновский цех оставались на месте.
Из стенограммы беседы с начальником мартеновского цеха завода «Азовсталь» Владимиром Лепорским: «Война застала цех на большом подъеме. С началом войны перед цехом был поставлен ряд задач, связанных с удовлетворением нужд фронта.
Когда приблизился фронт, начали появляться над заводом и вражеские самолеты. Цех перешел на военное положение. Но никак нельзя было защитить мартеновский цех в ночное время, так как во время плавок был виден яркий свет. В одну из таких ночей разразилась бомбардировка. Самолет сделал несколько кругов над заводом. В это время пятая мартеновская печь давала плавку. По инструкции все рабочие должны были уходить из цеха в бомбоубежище и щели. Но в ковшах был металл, который нужен был фронту. Поэтому разливщики и весь обслуживающий персонал остались у ковшей со сталью, продолжая руководить разливкой и вести ее. В этих тяжелых условиях люди показали, что и в бомбардировку можно работать. 8 октября 1941 года немцы ворвались в город.
Цех перестал работать в 8 часов утра 7 октября. Взятие Мариуполя было неожиданным, поэтому многим людям не удалось уйти. Они погибли. Все, бежавшие с завода, собрались в Таганроге, добирались до него всевозможными видами транспорта. Мы пришли туда пешком…
А в сентябре 1943 года я получил приказ министра: «Выехать обратно на завод». Я прибыл в город Мариуполь с первыми частями Красной Армии. Мы нашли свой цех в ужасном состоянии. Здания мартеновского цеха были взорваны по всей своей длине. Две печи немцы превратили в тюрьмы. Одна печь служила карцером для мужчин, а другая – для женщин. Там на металлических козлах в холодные зимние дни сидели рабочие».
Восстановление промышленных предприятий, разрушенных оккупантами, началось сразу после освобождения Мариуполя.
С ростом металлургического производства еще более быстрыми темпами развивается машиностроение, организовывается производство железнодорожных цистерн, усовершенствуется выпуск труб для нефтяной и газовой промышленности.
В 1958 году на базе машиностроительных цехов завода имени Ильича создается завод тяжелого машиностроения, известный как Ждановский завод тяжелого машиностроения. ЖЗТМ становится крупным машиностроительным предприятием, производившим уникальные машины и оборудование для многих ведущих отраслей народного хозяйства. Это было единственное предприятие в Советском Союзе по выпуску железнодорожных цистерн грузоподъемностью от 40 до 125 тонн для перевозки самых различных грузов (жидких, вязких, газообразных, порошкообразных). Позже ЖЗТМ становится поставщиком роторных комплексов для добычи полезных ископаемых открытым способом, экскаваторов и других комплексов.