Судоходство в Донбассе: Часть 2. Порт «Макеевка». Конечная

Река Лозовая

Часть 1

Идея «О соединительном водном пути между реками Днепром и Северным Донцом» [1] реализована в начале ХХ не была, но идею такого строительства не забыли…

К ней вернулись в средине 30-х годов прошлого века. Вот заметка «Днепр и Донбасс» [2], опубликованная в газете «Социалистический Донбасс» в 1935 году.

«Проблема водоснабжения в Донбассе всегда стояла, как одна из наиболее актуальных, важнейших проблем. До революции этот вопрос приковывал в частности внимание совета съездов горнопромышленников юга России. Еще тогда выдвигался ряд проектов по шлюзованию Северного Донца, по соединению Днепра с Доном (проект Пузыревского-Терпугова). В плане развития водных путей, составленном в управлении внутренних водных путей сообщения, предусматривалось шлюзование подъемных путей с Донецкого бассейна к Днепру и соединение Днепра с Доном.

Во всех указанных проектах вопрос рассматривался только с транспортной точки зрения, поскольку горнопромышленников интересовал лишь вопрос о дешевых водных путях для успешной конкуренции на рынках Ближнего Востока и конкурентной борьбе с английским углем на Ленинградском рынке.

Только после революции, при советской власти, проблемы водоснабжения Донбасса получают свое практическое разрешение. За последние годы уже проведены значительные гидротехнические мероприятия – устройство водохранилищ, скважин, местных водопроводов. Подача технической и питьевой воды увеличилась более, чем в 3 раза – с 12,5 млн. кубометров в 1931 г. до 33 млн. кубометров в 1934 г. и 39 млн. кубометров воды по плану 1935 года.

Однако, местные источники водоснабжения уже близки к пределу использования, а потребность Донбасса в воде продолжает резко увеличиваться. Дальнейшие перспективы водоснабжения Донбасса, следовательно, не могут базироваться только на местных источниках. Ближайшими к Донбассу источниками водоснабжения являются бассейны Днепра и Северного Донца. Река Кальмиус для этой цели не может быть использована, так как ее водных ресурсов не хватает даже для обслуживания Мариупольского района.

В настоящее время имеется ряд проектов водоснабжения Донбасса, разработанных Донбассводтрестом, а также Укргипроводом. Проекты Донбассводтреста рассматриваются в настоящее время в рабочей комиссии в Госплане и экспертной комиссией Главстройпрома. Проекты предусматривают в будущем водоснабжение Донбасса из Северного Донца. Проекты Укргипровода предусматривают получение воды из Днепра и являются более целесообразным способом разрешения проблемы водоснабжения.

В проекте Донбассводтреста проблема водного хозяйства Донбассводтреста рассматривается исключительно с точки зрения водоснабжения, без увязки со всем водохозяйственным комплексом Донбасса – транспорт, энергетика, орошение и пр.

В Донбассе сейчас, между тем, очень остро стоит вопрос орошения. При нынешнем состоянии водоснабжения воды для орошения увеличивающегося количества орсовских и индивидуальных огородов нужно побольше. Железнодорожному транспорту на выходах из Донбасса приходится работать с огромным напряжением. Именно поэтому в проектах водоснабжения необходимо предусмотреть разрешение этих важнейших народнохозяйственных проблем и в частности кооперирование железнодорожного транспорта с водным. А эти вопросы как раз и не решены проектами Донбассводтреста. Даже проблему водоснабжения нельзя считать успешно решенной этими же проектами, так как Северный Донец своими водными ресурсами не обеспечивает удовлетворения прогрессивно возрастающей потребности Донбасса в промышленной и питьевой воде.

Невольно возникает вопрос: не будет ли более выгодным экономически и более рациональным в перспективном отношении вместо регулирования Северного Донца перекачивать в него воду из Днепра?

Проект Укргипровода поэтому и предусматривает водоснабжение Донбасса не только за счет Северного Донца, но и за счет неограниченных водных ресурсов Днепра.

Естественные условия Донбасса – расположение основного, более высокого водораздела со стороны Днепра и другого, значительно более низкого, лежавшего между Сталино-Макеевским районом и Днепром – говорят о том, что для Сталинского, Макеевского, Постышевского и Мариупольского районов имеются большие предпосылки для магистрального водоснабжения из Днепра, для остальных же районов – предпосылки на стороне Северного Донца. Однако, и здесь надо оговориться, что только на ближайшие 7 – 10 лет. В дальнейшем и эти районы должны в значительной мере ориентироваться на воду Днепра.

Разрешение транспортной проблемы Донбасса строится на двух основных комплексного значения магистралях: магистраль Макеевка – Сталино – Запорожье (с ответвлением в Еленовку и Постышево) с продолжением через Никополь до Криворожья и соединение Донбасса с Северным Донцом с продолжением по Осколу до Курской магнитной аномалии и далее на Москву. Здесь грузораздел и водораздел совпадают: Сталино – Макеевский и Постышевский районы свои грузы ориентируют на Днепр и его систему, а также на Ленинград, все же районы, лежащие по ту сторону основного водораздела Донбасса, ориентируются на север и восток.

Если будет принята установка на глубокие воды в Донбассе как со стороны Днепра, так и со стороны Донца, то соединение их даст водный путь Днепр – Донец и превратит в водную магистраль Москва – курская магнитная аномалия – Донбасс в магистраль Москва – курская магнитная аномалия – Донбасс – Днепр – ЧерВлное море, при этом кубометр воды будет обходиться в 2 раза дешевле, чем при варианте перекачки воды из Донца.

Таким образом, есть все перспективы на то, что Днепр своими высококачественными, многоводными ресурсами будет помогать Донбассу в решении важнейших народнохозяйственных проблем. При соединении Днепра с Донбассом значительно улучшится не только водоснабжение, но и новые возможности получить транспорт и энергохозяйства области. Сброс днепровской воды в систему реки Кальмиус разрешит к тому же и проблему водоснабжения Мариупольского района. Пройдут всего год и Днепр понесет свои воды не только в Черное море, но и по Донбассу».

Прошло два года и в той же газете была опубликована еще одна статья на ту же тему «Сталино на Днепре» [3]. Эта заметка была почти научной фантастикой.

«Пронзительно завыла прощальная сирена, и большой черно-красный пароход, медленно развернувшись в кипящей у бортов пенистой воде, вышел из криворожского порта, держа курс на юг.

Пароход круто повернул на восток

Двое суток грузился пароход в Кривом Роге, наполняя свои трюмы тяжелой красно-бурой рудой для металлургических заводов Донбасса.

С капитанского мостика то и дело раздавались резкие, отрывистые команды, капитан спешил, так как еще предстояло зайти в Никополь погрузить большую партию марганца. Новый никопольский порт, правда, был целиком механизирован, однако капитан опасался, что у причала не заготовлено необходимое количество руды.

А вот и Никополь! Опасения оказались напрасными, мощные краны «Морриса» быстро погрузили всю партию марганца и пароход, выиграв даже около часу времени, двинулся в дальнейший путь.
Живописные берега водной магистрали привлекли к себе внимание всей команды, впервые совершавшей путь по сквозному рейсу Кривой Рог – Донбасс. По одну сторону подымались высокие холмы, то и дело сменявшиеся глубокими балками… Многочисленные речки, извиваясь между холмов, с шумом врывались в голубые воды Днепра.

По другую сторону – перед взорами расстилалось ровное зеленое плато. То здесь, то там вспыхивали в поле дымки тракторов, таяли полосы белоснежных облаков над мчащимися вдоль берега поездами. Ослепительно блестели на солнце ярко белые хаты колхозов, сменяясь высокими остовами заводов, фабрик, электростанций.

Миновав Запорожье, пароход круто повернул на восток и к ночи достиг западного Донбасса. Пробираясь между сплошными цепями электрических огней, освещающих копры угольных шахт, пароход бросил якорь в порту Сталино…

Глубокий ввод Днепра в Донбасс

Со сказочной быстротой растут города и поселки Донбасса. Уголь и металл, машины и химия, флюсы и керамика, паровозы и вагоны, стекло и мрамор, графит и краски, мосты и краны – какой только продукции не выпускают заводы и шахты Донбасса! Какими только рудами и минералами не богаты его неисчерпаемые недра!

Вдоль и поперек изрезан бассейн стальными рельсовыми путями Донецкой и Сталинской железных дорог. От них протянулись бесчисленные ответвления к шахтам и заводам, фабрикам и карьерам, электростанциям и стройкам.

Воздушные трассы пролегли во все стороны над донецкой землей – от Мариуполя до Старобельска, от Ворошиловграда до Славянска.

И только одного не хватает Донбассу – судоходного и широкого водного пути. Азовское море находится на самом юге Донбасса, в стороне от шахт и основной массы промышленных, гигантов. Да и путь из Азовского моря к источникам сырья донецкой металлургии далек и извилист. Донбассу нужна своя водная магистраль, связанная с жизненными центрами страны.

Так возникла мысль о грандиозном водном канале – от Кривого Рога до Сталино и Макеевки. Впервые эту мысль высказал Влас Яковлевич Чубарь, заместитель председателя Совнаркома СССР. А сейчас, детально и тщательно разработанная в планирующих органах, она превратилась в проект «Глубокий ввод Днепра в Донбасс», или проект «Донецко – Криворожской водной магистрали».

Академики Оппоков и Яснопольский, профессоры Гельбицкий и Выржиковский, Зайцев и Энготи, десятки инженеров и экономистов, представители госпланов СССР и Украины, наркоматов и научно-исследовательских институтов собрались пару месяцев тому назад в Сталино, чтобы всесторонне обсудить и окончательно уточнить проект грандиозной водной магистрали.

Пересекая балки и реки

Канал возьмет свое начало в Кривом Роге, взле железных рудников на Саксагани. Он пройдет через Никополь и Запорожье к Донецкому бассейну и закончится тупиком у Макеевского металлургического завода им. Кирова.

Отсюда, извиваясь по склонам водораздела рек Кальмиус и Грузская, канал пройдет мимо группы шахт Буденновки и центрально-обогатительной фабрики. Земляным акведуком канал пересечет реку Кальмиус возле Щегловки, пропуская реку под каналом в бетонной трубе. Перейдя Кальмиус, канал резко поворачивает на юго-запад, пересекая по пути балки Долгую, Скоморошину (у Сталино), Дурную и Черепашину. Дальше канал идет к самой низкой точке водораздела бассейнов Днепра и Кальмиуса, и южнее ст. Мандрыкино перерезает его глубокой 48-метровой выемкой, затем выходит к группе шахт Петровки и берет направление к реке Волчья, а оттуда к Днепру, на запорожский, нижнеднепровский и криворожский участки.

Канал будет иметь ответвления (в Донбассе) к Постышево и Енакиево. В зону непосредственного тяготения к магистрали войдут 8 районов Днепропетровской области и 6 районов Донецкой: Макеевский, Сталинский, Добропольский, Марьинский, Постывшевский и Б. – Янисольский.

15 портов будут расположены вдоль трассы канала, из них 10 портов – в Донбассе. Наиболее крупные порты будут в Сталино и Макеевке, остальные – в Буденновке, на Кальмиусе, в Рутченково, на Петровке, на шахте Новомандрыкино и «Красная звезда», в Еленовке и Постышево. Помимо этих портов, из магистрали вырастут десятки мелких пристаней местного значения.

Порты и пристани, шлюзы и плотины

Трудно переоценить экономическое значение грандиозного водного пути Донбасс – Криворожье! Достаточно сказать, что по предварительным подсчетам грузооборот этих портов составит 89 миллионов тонн в год. Себестоимость перевозки угля и металла, идущих из Донбасса, леса и руды, направляющихся в Донбасс, и всех остальных грузов – резко снизится, точно так же, как снизится и стоимость погрузочно-разгрузочных работ, которые полностью будут механизированы.

Провоз одной тонны руды по железной дороге из Кривого Рога в Сталино обходится сейчас в 1 рубль 80 коп., а по водной магистрали он обойдется 54 коп., провоз одной тонны угля из Сталино в Запорожье по железной дороге составляет 1 рубль 69 коп., а по водной магистрали – 74 коп.

13 миллионов тонн чугуна, 11,6 миллионов тонн стали, 80 миллионов тонн угля, 23 миллиона тонн флюсов должны будут перебросить по своим путям железные дороги Донбасса в 1937 году. Сюда надо включить и все остальные грузы. Этот грузопоток многократно возрастет на протяжении третьей пятилетки, и тогда многоводный канал Донбасс – Криворожье примет в трюмы своего многочисленного флота львиную долю этих грузов.

Большие механизированные порты и пристани, шлюзы и плотины, водохранилища и насосные станции превратят канал Донбасс – Криворожье в одну из крупнейших магистралей страны.

Канал будет играть огромную роль не только как средство транспортировки грузов. Он даст Донбассу свыше 100 миллионов кубометров прекрасной днепровской питьевой воды. Он обновит и пополнит воды донецких речек – Кальмиус и Грузская, Крынка и Торец.

Воды Днепра обеспечат создание в Донбассе – Приднепровье самой мощной в мире энергетической системы.

Воды Днепра оросят десятки тысяч гектаров посевов в Западном Донбассе, т.е. как раз в тех районах, которые особенно часто подвергаются засушливым ветрам. Воды Днепра, наконец, дадут возможность провести крупнейшие санитарно-технические мероприятия и широкое озеленение Донбасса.

Гранитные набережные канала, его ответвлений и обводненных рек, многочисленные сооружения вдоль всей трассы, явятся замечательным украшением городов и поселков нашей области.

Стоимость канала со всеми сооружениями исчисляется по предварительным данным в 1,4 миллиарда рублей. Это будет одно из величайших сооружений в нашей социалистической стране. Длина Беломорско – Балтийского канала равна 227 километров. Строящийся сейчас канал Волга – Москва будет иметь 128 километров. Длина канала Донбасс – Днепр – Криворожье составит 423 километра!

Край изобилия и счастья

Если ехать из Сталино в Макеевку, то недалеко от шахты «София» (Шахта имени А.Б. Батова (София-Вертикальная, Свобода, шахта № 1-2) — угледобывающее предприятие в г. Макеевка. Входила в состав ГХК «Макеевуголь». Закрыта в 1998г. MiningWiki — свободная шахтёрская энциклопедия) можно увидеть небольшой котлован в 16 метров длиной и 32 метра шириной, доверху наполненный водой. Это – опытный «канал», устроенный с целью исследования плотности грунта на участке Макеевка – Сталино. Материалы этих исследований и наблюдений дадут возможность окончательно определить, какие технические работы для укрепления грунта необходимо провести на отрезке канала Макеевка – Сталино, который является наиболее сложным для освоения участком.

Соединенный на востоке с Доном и Волгой, на севере с Днепром, на юге Азовским морем, полноводный канал Донбасс – Криворожье войдет величественным собратом в единую водную семью Советского Союза, ускоряя превращение Донбасса в прекрасный и цветущий край изобилия и счастья».
Этот канал тоже не построили…

Владимир Мартыненко

Часть 3

Литература

1.Исполнение постановлений ХХХ Съезда горнопромышленников юга России. // Газета «Гороно-заводской листок». – 1906. – №33. – 26 августа

2. Каплан Д. Днепр и Донбасс // Газета «Социалистический Донбасс». – 1935. – №211. 11 сентября.

3. Краевой М. Сталино на Днепре // Газета «Социалистический Донбасс». – 1937. – №4. – 5 января. – С.

Добавить комментарий