Краткий исторический очерк о городе и железнодорожном узле Красноармейск

Красноармейск

Красноармейск
(1880-1934 гг. — Гришино, 1934-1938 гг. — Постышево, 1938-1963 гг. — Красноармейское)

Станция Красноармейск

Железнодорожный узел, 5 магистральных и немагистральных (на Донецк, Днепропетровск, Новомосковск, Доброполье, Рою), и 2 местных (на предприятия г.Красноармейск и Димитров) направления. Город, районный центр. Крупный промышленный и транспортный узел.

В 1880 г. в связи со строительством Екатерининской железной дороги начато строительство станции и пристанционного посёлка Гришино, названного в честь одноимённого казацкого села (основано в 1795 г.) в 8 верстах северо-западнее станции. В 1881 г. на станции было построено паровозное депо на 4 стойла (паровозы 4Н, Од, Ов, Щ) с оборотным депо в Авдеевке, а в 1883 г. — железнодорожный вокзал. В 1884 г. вступила в строй Екатерининская железная дорога от Долинской до Ясиноватой через Долгинцево (Кривой Рог-Гл.), Пятихатки, Екатеринослав (Днепропетровск), Чаплино с наибольшим грузопотоком среди железных дорог Российской империи. До 1913 г. ст.Гришино была линейной, т.к. подъездные пути строить не начинали.

В 1911 г. начальник Екатерининской железной дороги Ванифантьев обратился в Особую комиссию с просьбой изучения перспектив угледобычи в районе Гришино, Доброполье, и строительства Григорьевской подъездной линии протяженностью 15 вёрст (в район с. Разино при р. Казённый Торец) с перспективой продления её до Южных железных дорог. В 1912 г. с просьбой строительства подъездных путей к царскому правительству обратились промышленники Гришинского уезда. Разрешение было дано в 1913 г., и техотдел службы пути составил проектную документацию по строительству линий Рутченково-Гришино, Гришино-Лозовая и связанных с ними подъездных путей. Строительство началось с конца 1913 г.

В 1914 г. вступил в строй подъездной путь от ст. Гришино до Новоэкономического рудника. Во второй половине 1915 г. был закончен основной объём работ по строительству линий Гришино-Доброполье и Гришино-Рутченково, однако первая линия была открыта официально в июле 1916 г., а вторая — по частям в 1917 г. В этом же году открыли подъездной путь от Чунишино до Сазоново, а в ноябре 1918 г. — от Цукурихи до Кохановки (с.Ильинка). В 1916-1918 гг. строился участок от Гришино до Павлограда хода Гришино — Ровно. Однако, Гражданская война и последовавшая за ней разруха остановили строительство железных дорог.

Узловой пункт Гришино был важным в построении обороны и разрыве путей снабжения противника. Станция пострадала в годы Гражданской и Великой Отечественной войны. В 1918-1920 гг. Гришино мининум 14 раз переходило из рук в руки, а в 1941-1943 гг. власть в Красноармейском менялась 6 раз. Особенно жестокими были бои в апреле 1918 г., мае 1919 г., январе 1942 г., и в 1943 г. В феврале 1943 г. город был разрушен до основания — узел захватили и почти 2 недели удерживали части подвижной группы Юго-Западного фронта Красной армии, со всех сторон отбывая атаки немецкой группы армий «Юг». Каждый кирпичный дом был превращён в огневую точку, концентрирующую на себя огонь оппонентов. После зимы 1943 г. Красноармейское называли «городом расстрелянных улиц».

До 60-х гг. железнодорожный транспорт имел неоспоримые конкурентные преимущества в плане грузо- и пассажироперевозок перед автомобильным. Из 1,4 тыс. км автодорог Гришинского района в 1934 г. лишь 3 км были заасфальтированы.

В 1935 г. на базе паровозного депо образовано вагонное депо ст.Постышево. В 1936 г. в паровозное депо стали поступать новые паровозы серии ФД. В этом же году была достроена первая очередь линии Постышево-Ровно от Постышево до Новомосковска. Начались соревнования машинистов по увеличению скорости движения тяжелых грузовых составов. В конце 30-х гг. был построен подъездной путь от ст.Мерцалово до ст.Дубово, который до войны использовали для быстрого попадания донбасского угля в порты Прибалтики (по замыслу царских времён), а во время войны немцами — для быстрого попадания топлива и военной техники на Кавказ. После освобождения Красноармейского в сентябре 1943 г. линии на Новомосковск и Дубово были разобраны.

Лишь в 50-х гг. началось восстановление подъездных путей. Участок от Красноармейского до Новомосковска восстановили в 1957 г. Разведка крупных запасов коксующихся и энергетических углей севернее Красноармейского в 40-50-х гг. дала толчок к восстановлению подъездных путей на Добропольско-Лозовском направлении и строительству шахт между Добропольем и Александровкой. В 1954 г. был построен (частично восстановлен) подъездной путь Мерцалово-Легендарная-Дружная (гидрошахта «Пионер»), а в 1960 г. была восстановлена связка Мерцалово-Дубово.

В 1960-1962 гг. Донецкая железная дорога принимает от треста «Красноармейскуголь» паровозное депо и 122 км подъездных путей, и наряду с бюрократическими процедурами начинает приводить пути в порядок. В 1962 г. для согласования погрузки на подъездных путях с работой линий общего пользования создаётся куст под оперативным управлением узлового диспетчера, куда включаются станции Красноармейское, Родинское, Мерцалово, Доброполье. На участке Мерцалово-Дубово начинают курсировать пассажирские поезда.

В 1959 г. была электрифицирована линия Чаплино — Ясиноватая. На базе электрифицированных направлений начинает создаваться скоростное грузовое направление Донбасс — Поднепровье — Львов — Чоп, на котором Красноармейск стал важным стратегическим пунктом. В 70-е гг. в локомотивное депо Красноармейск пришли новые тепловозы ТГМ3А и ТЭМ3. Настоящим звёздным часом для железнодорожного Красноармейска стали 80-е гг. Локомотивное и вагонное депо осваивали передовые технологии ремонта полувагонов (до 16 тыс. в год), сварки моноблоков в среде аргона, ремонта фильтров. Создавались поточные линии по разборке и ремонту роликовых букс. Частично наработки 80-х гг. были утеряны в лихие 90-е гг., а в начале XXI в. было признано неперспективным стратегическое направление Красноармейск — Лозовая.

Ныне в Красноармейске находятся локомотивное и вагонное депо, модернизированный железнодорожный вокзал, дистанция пути.

Предприятия города

Старейшим промышленным предприятиям Красноармейска является динасовый завод, носивший в прошлом имя Ф.Дзержинского. Первая очередь завода огнеупоров была запущена в 1933 г. В 1983 г. вступила в строй новая туннельная печь, совмещённая со складом готовой продукции, с проектной мощностью 35 тыс. тонн огнеупоров в год. Красноармейский динас — один из самых дешёвых в отрасли. В посёлке Динзавода работают 3 школы, 2 детсада, клуб, профилакторий.

Завод «Электродвигатель» в западной части города был создан в 1954 г. как ремонтно-электромеханическое предприятие по обслуживанию бытовых приборов (утюгов). К 60-м гг. было освоено производство электродвигателей.

Специализированный завод средств пылеподавления (в обиходе — КПД) вступил в строй в 1979 г. Продукция завода используется для повышения уровня безопасности и комфорта в горном деле: форсунки и оросители комбайнов, фильтры, высоконапорные насосные установки, бурильные станки и пр.

В городе работает хлебзавод и пищевкусовая фабрика.

Туристический потенциал

Гостинница «Дружба» на 124 места находится в 5 мин. ходьбы от железнодорожного вокзала.

В 80-е гг. была налажена работа Красноармейского бюро путешествий и экскурсий. На базе туристическо-краеведческих кружков г. Димитров, Доброполье. Родинское, Селидово организовывались экскурсии на предприятия, по вышеуказанным городам, а так же в Донецк, Жданов (Мариуполь), Славянск, Ломоносов (Ленингр.обл.), Махачкалу и т.д. Сотрудничая с Донецкой железной дорогой и местным автотранспортным предприятиям, организовывались путешествия по туристическим маршрутам: места боевой славы (Ровеньки, Краснодон, Зарьков, Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Полтава, Меловое, Коммунарск, «Миус-фронт» с Саур-могилой и Таганрогом, Волжский, Москву, Киев, Молодечно), в места отдыха (Жданов, Бердянск, Славяногорск, Брусин, Щурово, Серебрянка, Дроновка, Краснооскольское вдхр.), заповедники (Аскания-Нова, Великоанадольский лес, Каменные Могилы, Хомутовская Степь), а так же на теплоходах по Азовскому морю. С распадом СССР эта система за 2-3 года деградировала, и сейчас восстановление туристической сферы района будет стоить значительных усилий и средств.

Подготовил Павел Белицкий

Добавить комментарий