Зверевская история от рудознатца Обухова до Октябрьской революции

Зверево

Весной 1819 года казачий сотник Илья Зверев, участник недавней Отечественной войны с Наполеоном, на водораздельной территории между речками Лихая и Кундрючья, бриз балок Кленовая и Осиновая, основал хутор. Пятьдесят девять лет спустя, 1 декабря (14 декабря по новому стилю) 1878 года, в вязи с открытием Донецкой каменноугольной дороги, на карте Российской империи появилась станция ЗВЕРЕВО.  Она была названа именем сотника Зверева, внука Ильи Зверева, на землях которого  была построена.

В одном из очерков Антона Павловича Чехова мы найдём упоминания о тогдашней станции Зверево. Писатель удивлялся: стоит здание железнодорожного вокзала, а вокруг – сплошные степи! Лесов почти не было, кроме незначительных кустарников, по глубоким балкам росли дикие яблони и груши. Деревца можно было посчитать по пальцам. Дикое поле… Весной оно покрывалось разноцветным ковром душистых трав и цветов. Но в самом начале лета всё выгорало; степь становилась неприветливой, пустынной. Горячие летние суховеи сменялись жестокими зимними вьюгами, выпадало много снега.

Но открытие железнодорожной станции дало толчок к заселению близлежащих территорий. Возводились новые саманные дома. Словно боясь потеряться в просторах дикой степи, они жались поближе к станции. Домов в к 1890 году было немногим более ста. На весь посёлок – три колодца. На станции, правда, была построена водокачка для заправки паровозов. Население посёлка разделилось как бы на две части. Одна половина батрачила у помещиков и богатых казаков (в частности, у братьев Зверевых), выращивая неплохие по тем временам урожаи. Значительную роль в получении этих урожаев играли плодородные чернозёмы. Вторая половина зверевчан обслуживала железную дорогу, то есть – появляется пролетариат. В 1894 году станция Зверево отошла в ведение акционеров Юго-Восточной железной дороги. В том году деревянное здание вокзала  сгорело дотла по злому умыслу начальника станции Виталия Ивановича Белявского. Таким образом ушлый станционный начальник хотел скрыть свою денежную растрату. Позже было построено каменное здание, сохранившееся частично до сегодняшних дней. Так что, благодаря казнокраду Белявскому станция даже выиграла: вокзалы в соседних Ковалёво (с 1904 г. Ковалёво переименовано в Гуково), Заповедной,  Должанской и т.д. – деревянные, только в Зверево – вокзальное здание каменное! Соседи завидовали.

Станция Зверево – крохотная, зато узловая: связывала три дороги. К началу XX века на станции сложился довольно большой коллектив железнодорожников. Условия, в которых они работали, оставляли желать лучшего: двенадцатичасовой рабочий день, мизерные заработки, бесконечные штрафы, издевательства и рукоприкладство мастеров. Самоуправство и грубость станционного начальства вызывали протесты у зверевских железнодорожников. Стихийно возникали бунты, но они носили локальный характер из-за неорганизованности и, как любили говорить советские историки, малой сознательности пролетариата. Но классовые битвы впереди. А сейчас   поговорим о главном богатстве Донецкой земли – об антраците, «солнечном камне».

В конце XIX – в начале XX веков в соседнем Гуковском районе появились четыре шахты-штольни. Их заложили промышленники Унанов и Русецкий. Началось профессиональное исследование Гуково-Зверевского района Геологическим комитетом Российской империи. Главнейшим специалистом по качеству донбасского антрацита в то время являлся великий учёный Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1904 г.г.) Он назвал уголь «чёрным великаном», сравнивая его по значению с хлебом. Д. И. Менделеев писал: «Хлеб и уголь соизмеримы». Учёный несколько лет  исследовал  Донбасс, в том числе и Зверевский район, ратовал за использование богатств его недр, с вдохновением поэта рисовал потенциальные возможности донецкого антрацита.

В 1905-1908 годах в районах станции Зверево были проведены детальные геологические изыскания. В 1915 была издана геологическая карта района. И Д.И.Менделеев, и русские геологи однозначно заявили: «В зверевских недрах много качественного антрацита!»

В Гуковском Музеи Шахтёрского труда есть «Геологическая карта 1915 года». Там упоминается отчёт русского геолога П.Степанова «Отзыв относительно геологического строения местности около ст. Должанской и Зверево в Области Войска Донского» (Исследования Императорского Геологического Комитета, том XXVIII, протоколы, стр. 37, 1909 год). Степанов описывает образцы угля, найденные в районе будущего горного отвода современной шахты «ОБУХОВСКАЯ». Приводится качественная характеристика образцов.

Однако в  начале XX века известные русские промышленники, типа Парамонова и Иванова, строили относительно крупные шахты в Гуковском и Александровск-Грушевском районах. В окрестностях современного Зверево не было таких передовых для того времени шахт, как гуковская «Антрацит» (вступила в строй в 1913 г., закрыта в 1999 г.).  Вероятней всего, ушлые помещики Зверевы сами желали добывать и продавать высококачественный антрацит. Но вкладывать денежки в современные добычные технологии не хотели, да и не было у них таких средств. Однако в 1913 году станичным сбором Черкасского округа было предоставлено право на разведку и добычу угля при станции Зверево англичанину Эрнесту Струму (русские горняки прозвали британца «Мистер Штурм»). Великобританский магнат уже выкупил у промышленника Иванова гуковскую шахту «Антрацит», которая стала в народе называться «Азовка» (горный концерн Струма именовался «Азовская угольная компания»). В канцелярии Войска Донского было даже заведено «Дело о предоставлении права на разведку угля близ станции Зверево великобританскому подданному Э.Ф.Струму» (Госархив Ростовской области, ГПРО, ф.455, оп.2, д.716). Англичанин планировал заложить в Зверевском районе современную шахту с металлическим копром. Проект хотел заказать выдающемуся горному инженеру А. А. Скочинскому.

Старожилы-горняки рассказывали, что по заданию Струма геолог-разведчик Обухов проводил доразведку Зверево-Грязновского угольного района, открыл крупное месторождение качественного антрацита – территории современных шахт «Обуховская» и «Обуховская №1». Анализы угольных проб были сенсационными: обуховский антрацит самый лучший в мире!  К сожалению, архивных сведений о «Зверевском Капустине» Обухове нет. Но для зверевчан этот рудознатец легендарен, как и казачий сотник Илья Зверев. Посёлок, названный фамилией бравого казака, мог ещё в дореволюционный период стать угольным сердцем Восточного Донбасса.

Помешала Первая мировая война…

По близлежащим балкам в начале XX века велись лишь кустарные разработки пластов, выходящих на поверхность. Снимался тонкий слой земли, потом разными способами от пласта откалывались куски угля и доставлялись домой для собственных нужд. А железная дорога так и осталась главнейшим предприятием, где работали зверевчане, где была сосредоточена жизнь.

Летом 1904 года Зверево почтил своим присутствием самодержец российский Николай Второй. 15 августа (28.08. по новому стилю) на нашей станции состоялось торжественное прощание русского императора с казаками четвёртой донской дивизии, уходившими на Русско-Японскую войну. Зверевские железнодорожники вместе с бойцами Войска Донского пели: «Боже, Царя храни!» Через полгода, однако, они запели совсем другие музыкальные произведения.

В 1905 году зверевчане впервые заявили о себе на всю Россию. События Кровавого воскресения, когда была расстреляна царскими войсками мирная демонстрация, стали началом Первой русской революции 1905-1907 гг. Начавшись в Санкт Петербурге и Москве, революция проникла в самые отдалённые уголки России. Станционный телеграфист Зверевского вокзала принял депешу из Воронежа о предложении участвовать во Всероссийской железнодорожной забастовке. В Зверево был создан забастовочный комитет. Его председателем стал технический агент службы тяги Дмитрий Константинович Михайлов. История сохранила фамилии и активистов забастовочного комитета: М.А.Агуренко, И.И.Хонова, П.С.Амплеева. Слесарь Гуров, машинист Золотовский предлагали даже организовать что-то вроде революционного бронепоезда. К забастовщикам присоединились железнодорожники соседней станции Гуково. Далее события развивались с молниеносной быстротой. Забастовочный комитет решил взять власть в свои руки, сместил администрацию, а на руководящие должности были назначены рабочие и служащие, поддержавшие стачку. Руководитель восставших железнодорожников Д.К.Михайлов был хорошим организатором. Он разработал конкретный план забастовки, которая должна была перерасти в вооружённое восстание. Зверевские железнодорожники решили разоружить казачью сотню в Сулине. Но провокатор выдал планы повстанцев жандармерии и казацкому начальству. Казаки разгромили безоружных железнодорожников, восстание провалилось. Многих участников забастовки арестовали и доставили в новочеркасскую тюрьму. Удалось скрыться только Д.К.Михайлову – о нём позаботились товарищи по борьбе. Благодаря листовкам РСДРП рабочие Москвы и Санкт-Петербурга узнали о героических железнодорожниках крохотной станции Зверево.

Декабрьское вооружённое восстание в Москве и Всероссийская забастовка стали кульминацией Первой русской революции. Царские правоохранительные органы готовились разгромить бунтовщиков, составлялись списки и протоколы для привлечения виновных. Гуковский Музей Шахтёрского Труда располагает фотокопиями двух таких списков. Первый называется  «О лицах, вошедших в районные комитеты в последнюю декабрьскую забастовку». Названы фамилии политических преступников: слесарь Гуров, машинист Золотовский, технический агент Михайлов. Во втором списке 17 фамилий лиц, находящихся под стражей. В нём опять упомянуты  зверевчане Гуров и Золотовский. Есть приписка, что Михайлов находится в бегах.

После революции 1905-1907 годов и до Великого Октября каких-либо значительных событий на станции Зверево не происходило. В 1914 году началась Первая мировая война. Железнодорожников, как правило, на фронт не отправляли. Братья Зверевы, потомки сотника Ильи Зверева, и казачий офицер из Новочеркасска Савва Гуков (его фамилией, как отмечалось выше, названа соседняя станция Гуково), как полагается бравым казакам, пошли воевать за батюшку-царя, то бишь – за Отечество.

В 1916 году в станционном посёлке Зверево построена деревянная Свято-Никольская церковь. Предпосылкой к строительству зверевского храма служили духовная зрелость общины  и её стремление иметь в своей местности Дом Божий. Отрадно сознавать, что такой зрелостью обладали в начале двадцатого столетия зверевчане. В соседнем посёлке Гуково, кстати, собственной церкви не было. Хотя население там было более многочисленным. Есть любопытная легенда. Старожилы рассказывали (а им поведали их отцы), что земельный участок под строительство Свято-Никольской церкви выбран по древней неписанной традиции. В дореволюционной России православные верующие особенно почитали юродивых. Их называли «божевольными дурачками», Божьими людьми. И эти «ясновидящие», якобы, чувствовали благодатные места, где находились энергетические окна для «связи с небом». Как положено, место для строительства зверевского храма выбрал местный юродивый. Верующие считали, что только в таком Божьем Доме можно надеяться на Господне благословение. Полвека служила Свято-Никольская церковь духовным оплотом зверевчан.

2 марта 1917 года на Дон пришло известие о Февральской революции. Утром следующего дня зверевские железнодорожники и жители прилегающих хуторов собрались на митинг. У многих зверевчан на груди можно было увидеть алые банты, развивались красные полотнища. Люди искренне радовались, верили, что жить будут лучше  после свержения царя. Но впереди их ждали серьёзные испытания. Восемь месяцев спустя грянула Октябрьская революция… Старинная  история нашей малой родины (дореволюционный период) закончилась. Начинается новый этап Зверевской летописи.

www.zverevo-city.ru. Бутов Владимир, 2008 год

Добавить комментарий