Часть 2. Время потрясений и… загадок
Строительство шахт севернее Красноармейского в конце 40–50-х гг. ускорило строительство новых железных дорог, в т.ч. в лозовском направлении. К 1950 г. появились подъездные пути от ст.Лунная к шахте «Белозёрская» и от новопостроенной ст. Родинская к шахте «Родинская». К 1954 г. были построены подъездные пути Родинская – шахта «Белицкая», Родинская–шахта «Краснолиманская», Родинская–шахта «Запорожская» и Мерцалово–Легендарная–Дружная. Последний шёл по «старой насыпи» до района Иверского, откуда с разворотом состава уходил в направлении Степановки и к гидрошахтам Д-1, Д-2 (ныне – шахта «Пионер»). Была построена ст.Легендарная. В 1961 г. была построена связка между шахтами «Пионер» и «Белозёрская», проходящая через промплощадку гидрошахты «Красноармейская». Для улучшения транспортного обслуживания пассажиров и промышленных предприятий северо-запада Донецкой области, железнодорожные войска Барвенковского военного округа в 1957-1960 гг. построили (или восстановили?) связку от Дубово до Легендарной; в 1961 г. по линии прошёл первый паровоз.
В июле 1960 г. в связи с реорганизацией треста «Красноармейскуголь», железная дорога начинает выполнять обязательства перед угольщиками, и до начала 1961 г. принимает у треста 122 км подъездных путей, паровозное и вагонное депо. В результате, границы ст. Красноармейское отдалились на 10 км, в распоряжение станции перешёл обменный парк. Состояние некоторых подъездных путей было неудовлетворительным, и период с июля 1960 по февраль 1962 гг. для путейцев ПМС-7 был, действительно, горячей порой. Внедряется единый технологический процесс работы шахт и железной дороги. Одновременно, совершенствуется работа железных дорог общего пользования. Для координации работы узла с погрузкой угля на шахтных станциях, Красноармейское, Родинская, Мерцалово и Доброполье были объединены в единый куст под оперативным руководством узлового диспетчера. Время простоя вагонов на шахтах было существенно уменьшено.
Следующей проблемой была нехватка локомотивов. Паровозы считались морально устаревшими типами локомотивов, и к 60-м гг. их стало не хватать для обслуживания станций при увеличивающихся объёмах отгрузки на шахтах. В 1961 г. в Красноармейское локомотивное депо поступили первые маневровые тепловозы, позже стали поступать магистральные тепловозы. Лишь к 70-м гг. удалось перевести линии Красноармейск–Рутченково и Красноармейск–Дубово на тепловозную тягу. Использовались, в основном, локомотивы ТГМ3А и ТЭМ3. Позже маневровую работу стали осуществлять тепловозы ЧМЭ3. Продолжалось строительство подъездных путей к новым шахтам: в 1968 г. был построен подъездной путь к шахте «Красноармейская-Капитальная» (им. Стаханова). К 70-м гг. к шахтам Димитрова («Центральная», им. Стаханова, №3/3 «бис») и ЦОФ «Комсомольская» перешли в ведение «Димитровпогрузтранса», за которым числятся до сих пор. Южнее старого разъезда 6 км была построена ведомственная станция Новая.
При строительстве подъездного пути к гидрошахтам Д-1 и Д-2 к 1954 г. были построены станция Легендарная и разъезд Кутузова № 4 (ныне – о.п. Облачный). В 1957-1962 гг. железнодорожные войска сооружают станции и остановочные платформы на участке Дубово–Мерцалово. В 1957-1958 гг. появились ст.Ветерок, Золотые Пруды, а к 1962 г. – практически все остановочные пункты на линии. Лишь о.п. 15 км появился к 1986 г., а о.п. 83 км – к 1992 г. В 1989 г. был упразднён о.п. 46 км в районе Весёлой Горы. Первый пригородный поезд из 2 пассажирских вагонов сообщением Дубово–Мерцалово пошёл по данному участку в 1962 г., позже был продлён до Красноармейска. В 1965 г. участок был связан беспересадочным сообщением с Донецком и Лозовой – был введен в ежедневное обращение местный дизель-поезд Иловайск–Лозовая. В 80-х гг. на ст. Доброполье стал заходить местный дизель-поезд Попасная–Донецк–Доброполье. Кроме вышеназванных двух местных поездов, ходили 2 пары пригородных поездов Красноармейск–Мерцалово–Доброполье, 3 пары пригородных поездов Красноармейск–Дубово и 2 пары Красноармейск–Легендарная.
Грузопотоки в 70-80-е гг. на линии Красноармейск–Дубово распределялись следующим образом. От шахты им. Стаханова уголь поступал на ст. Новая, откуда доставлялся к ст. Красноармейск. От шахт «Белицкая», «Родинская», «Краснолиманская» – до ст. Родинская. Сюда же вывозили продукцию филиалы донецких заводов «Топаз» и «Точмаш». Шахты «Добропольская», №17/18, «Белозёрская», «Новодонецкая», а также ремонтно-механическоий завод обслуживались через ст. Доброполье, Мерцалово. Шахты «Красноармейская» и «Пионер» наряду с элеватором обслуживались через ст.Легендарная, а Александровская нефтебаза – через ст. Золотые Пруды. Основное направление вывозки грузов – красноармейское, однако в отдельных случаях уголь и нефтепродукты могли вывозиться через Дубово. Существовали сквозные грузовые поезда, передающие уголь от Красноармейска до Лозовой. Также существовало редкое грузовое движение между шахтами «Белозёрская» и «Красноармейская» – это были в основном грузы ПО «Добропольеуголь».
До 1992-93 гг. на ст. Родинская, Мерцалово, Доброполье и Легендарная работали багажные отделения. До 1998 г. в состав утренней пары пригородных поездов Красноармейск – Дубово был включён багажный вагон, который после закрытия багажных отделений на станциях осуществлял хлеборазвозку в пристанционные магазины и на платформы линии Мерцалово–Дубово. В 1993 г. отменён местный дизель-поезд Иловайск–Лозовая, взамен которой была введена в обращение дополнительная пара Красноармейск–Дубово. В 1994 г. взамен местного дизель-поезда Попасная – Доброполье ввели пригородный дизель-поезд Иловайск–Доброполье–Макеевка-Грузовая. В 1996 г. была отменена ночная пара пригородных поездов Красноармейск–Дубово, которой жители сёл Александровского и Добропольского районов утром ездили на работу в Красноармейск. В 1998 г. отменён пригородный дизель-поезд Иловайск–Доброполье, взамен которого введён пригородный поезд Красноармейск–Доброполье.
Однако, вышеуказанные перетосовки и отмены, в целом, не влияли на пассажиропоток на неотменённых рейсах пригородных поездов. С 1999 г. пассажирам «перекрывают кислород» – отменяют пару поездов Красноармейск–Дубово, – ту, что ввели в 1993 г. взамен лозовского дизель-поезда. Это был удобный рейс для пересадки в харьковском направлении, и его отмена ознаменовала постепенный спад объёмов пассажирских перевозок на линии Красноармейск–Дубово. Поскольку плотность населения в зоне тяготения к участку Мерцалово–Дубово невелика, населённость в вагонах пригородных поездов упала до критической отметки. В 2007 г. в марте сокращают утреннюю пару пригородных поездов Красноармейск–Дубово до Легендарной, а дневную ставят в неудобное для пассажиров время отправления из Красноармейска. В марте 2007 г. отменяют все 3 пары пригородных поездов Красноармейск–Доброполье.
Последним ударом было то, что скорость поездов на участке Мерцалово – Легендарная была снижена до 20 км/ч. В августе 2007 г. пригородные поезда Красноармейск–Легендарная–Дубово были отменены в связи с недостаточным пассажиропотоком, взамен были запущены хозяйственные поезда по ниткам отменённых пригородных с возможностью проезда пассажиров в них. В сентябре 2007 г., в преддверье парламентских выборов, хозяйственным поездам вернули статус пригородных, но в ноябре их снова перевели в разряд хозяйственных. На лето 2008 г. хозяйственные поезда пустили и на Доброполье – 2 пары в сутки. Однако, в связи с экономическим кризисом в июле 2009 г. отменили хозяйственные поезда на Красноармейском узле, заменив их авторазвозкой работников железной дороги. Перспектива восстановления пригородного сообщения на линии Красноармейск–Дубово с прежним расписанием движения поездов, неудовлетворительным состоянием пути на участке Мерцалово–Дубово, а главное – с таким отношением руководства железной дороги к пассажирам, отсутствует.
Ныне путь на участке Мерцалово–Легендарная находится в угрожающем состоянии. Поскольку приоритет в средних и капитальных ремонтах имеют грузовые и грузо-пассажирские направления, а остальные железные дороги поддерживаются с целью обеспечения выполнения нормативов их работы, участок Мерцалово–Дубово постоянно оказывается «за бортом». После запуска железной дороги в эксплуатацию в 1961 г., путь ни разу капитально не ремонтировался. Выполнялось лишь оздоровление пути и текущий ремонт аварийных участков. Так, по этой причине в 1995 и 1997 гг. пригородные поезда Красноармейск–Дубово следовали через Доброполье (после 1997 г. движение по линии Доброполье–Легендарная между шахтами «Белозёрская» и «Пионер» прекратилось, а в 2002 г. пятикилометровый участок пути был вовсе разобран).
Последнее комплексное оздоровление железнодорожного полотна (в виде замены 6 тыс. шпал) на участке Мерцалово–Дубово было проведено в 2001-2002 гг., в самый разгар которого министерская комиссия признала, что 18 км на участке находится в неудовлетворительном состоянии. Участок Красноармейск–Доброполье–Лунная был отремонтирован в 2006-2008 гг. Перед этим, тотальные ремонтные работы, повлиявшие на график движения пригородных поездов, на участке Красноармейск – Мерцалово проводились в 2001 г.
Кризис ударил и по грузовому движению на линии. По Красноармейской дистанции пути грузооборот уменьшился на 15%, а по ст. Доброполье – на 10% (в то же время, прибыль от неё возрасла в 5 раз, и это ещё до отмены хозяйственных поездов). Если до кризиса, в 2006 г. в график движения поездов закладывалось 2 пары грузовых поездов в сообщении Красноармейск–Родинская, 6 пар грузовых поездов в сообщении Красноармейск – Мерцалово, 5 пар грузовых поездов в сообщении Красноармейск – Доброполье и 2 грузовых поезда в сообщении Красноармейск–Дубово (1 пара вывозных и 1 пара сквозных), то в 2009 г. на направлении от Мерцалово до Дубово в график заложена 1 пара грузовых поездов Красноармейск–Золотые Пруды, а сквозных составов нет. Донецкая железная дорога подготовила документы, необходимые для демонтажа участка Золотые Пруды-Дубово. Хотя, если судит по накату на этом участке, он интенсивно используется – возможно в Красноармейск из Лозовой перегоняют грузовые поезда.
Сборный вывозной грузовой поезд Красноармейск–Золотые Пруды (из Красноармейска – в 3 часа ночи, из Золотых Прудов – в 7-8 часов утра) включает в себя гондолы для вывозки угля шахты «Пионер» (гидрошахта «Красноармейская» закрыта в середине 90-х гг.), хопперы-зерновозы (6 шт.) для вывозки зерна Легендарненского элеватора, а также партию цистерн для поставок топлива и ГСМ на Александровскую нефтебазу. Последнюю лучше обслуживать через Дубово, а не через Красноармейск: суммарная транспортная работа по перевозке нефтеналива от Крюковского и Личичанского НПЗ на нефтебазу будет в 1,5-2 раза меньше при обслуживании именно через Дубово. Более того, расстояние по неэлектрифицированному участку пути от Дубово до Золотых Прудов в 2,5-3 раза меньше, чем от Красноармейска. Касательно Легендарненского элеватора, рассчитанного на отгрузку зерновых 2 тыс. т/сутки, улучшение ритма его работы может в случае демонтажа участка Золотые Пруды–Дубово вызвать транспортный коллапс на участке Красноармейск–Мерцалово.
В 2001 г. выбрали скоростное направление для связи Донбасса с Киевом. Им оказался ход Ясиноватая–Чаплино–Днепропетровск. В связи с этим выбором, а также тенденцией разделения грузопотоков и пассажиропотоков по магистральным направлениям, для выбора грузового пути киевского направления было представлено два альтернативных варианта: с использованием участка Ясиноватая–Константиновка и с использованием участка Красноармейск–Дубово.
Окончательно выбор пал на первый участок, т.к. там уже имелась электрификация и даже двухпутные вставки. Хотя, месторасположение линии Красноармейск–Дубово в местности с малой плотностью населения для организации грузового хода было бы более предпочтительным, нежели через агломерацию Дзержинска, Константиновки, Дружковки, Краматорска, Славянска. И не поменялись ли планы месторасположения грузового хода киевского направления в связи с модернизации хода Донецк – Славянск в рамках подготовки к Евро-2012 в Украине и Олимпиаде-2014 в Сочи?
Поскольку на участке Красноармейск–Мерцалово в график заложено 13 пар пригородных поездов (не считая пары Красноармейск–Золотые Пруды и возможных «залётных» из Лозовой), имеет смысл проводить электрификацию данного участка. В 2006 г. в Управлении Донецкой железной дороги обсуждались перспективы электрификации участка Красноармейск–Доброполье в связи с тенденцией к росту угдедобычи в Доброполье, Родинском. На чём дело застопорилось – неизвестно. Кроме того, появилась непроверенная информация о том, что по окончании электрификации участка Дебальцево–Луганск будут электрифицировать другие участки Донецкой магистрали, и очередь скоро дойдёт до направления Красноармейск–Дубово. Официально руководство эту информацию опровергает. Разобрать участок, конечно, легче, чем подстраивать его работу под реалии сегодняшнего дня…
И всё же, тот факт, что участок Золотые Пруды–Дубово ещё не разобран и используется, вселяет оптимизм! Возможно, когда-то и возродится пассажирское железнодорожное сообщение (не обязательно пригородное) между Красноармейском и Лозовой! А ещё лучше – от Красноармейска до Харькова и Полтавы!