В.И.Подов. Путь, равный веку: Очерк истории Лисичанского ордена Ленина содового завода им. В.И.Ленина. Рождение

Лисичанск

В устье речки Верхней Беленькой, тихо катившей свои кристально-чистые воды в Северский Донец, в конце 80-х годов XIX века стояло несколько крестьянских хат села Верхнего, или, как его издавна называли, Третья Рота. Лишь узкая лента одноколейного железнодорожного полотна, тянувшаяся поблизости от Попасной до Лисичанска, вносила некоторое разнообразие в обычный сельский пейзаж. Вскоре, однако, все вокруг переменилось, закипела, забурлила жизнь. На месте крестьянских усадеб на берегу Северского Донца развернулось строительство содового завода.

Река подарила ему свое имя – назвали завод Донецким.

Этому предшествовали некоторые события. Бельгийский инженер и предприниматель Э. Сольве совместно с пермским купцом и промышленником И. Любимовым еще в 1881 году создали товарищество “Любимов и К°” для строительства содового завода в Березниках на Урале. Через шесть лет товарищество было реорганизовано в акционерное общество для производства соды в России под фирмой “Любимов, Сольве и К°”, ставшее дочерним предприятием бельгийского содового концерна.

Сольве, занявший в акционерном обществе ключевые позиции, прибрал к рукам Березниковский содовый завод. Но это была только часть задачи, которую он ставил перед собой. Основная его цель состояла в том, чтобы проникнуть на юг России, в Донбасс. Собрание акционеров, состоявшееся 27 апреля 1889 года, приняло постановление о строительстве содового завода в селе Верхнем Екатеринославской губернии. Оно предоставило правлению общества право покупать земли для этой цели, а также заключать договор с обществом крестьян села Верхнего на разработку на их земле каменного угля, мела, известняка и других материалов. Предварительная смета на строительство завода утверждалась в сумме 970 тысяч рублей.

Место для строительства содового завода было выбрано весьма удачно. Рядом – река Северский Донец. В десятках метров залежи мела. Уголь в достатке имелся в четырех километрах от завода, в Лисичанске, где богатые его залежи разрабатывались уже около сотни лет. Самая отдаленная сырьевая база – соляная копь – находилась под Бахмутом. Поблизости были и потребители соды: в Донбассе развивались металлургическая и другие отрасли промышленности. Словом, самой природой были созданы благоприятные условия для развития здесь содового производства.

Об экономической целесообразности развития содовой промышленности в Донбассе было известно и раньше. Об этом писал еще в 1874 году профессор Петербургского горного института К.Лисенко в статье “О возможности водворения содового производства на юге России”, опубликованной в “Горном журнале”. Не раз к этой теме обращался и великий русский химик  Д.И.Менделеев. В работе “Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца” после посещения Донбасса он писал: “Тут все условия, чтобы сделать дешевую соду и всякие соли и кислоты содовых заводов. Только их надо вызвать, сделать. Богатства донецкого края зовут туда русских деятелей”.

Однако до конца 80-х практических шагов в этом направлении никто не предпринимал. Это было на руку акционерному обществу “Любимов, Сольве и К°” – конкурентов нечего было опасаться, во всяком случае на первых порах. В течение всего 1889 года шла подготовка к строительству завода. Скупались земельные участки, заготовлялись строительные материалы. В апреле 1890 года, как только растаял снег, начали производить расчистку и разбивку местности под здания цеха кальцинированной соды, а затем и каустика. В связи с развернувшимся строительством журнал “Горнозаводской листок”, издававшийся в Харькове, писал:

“В трех верстах от с.Лисичанска, при с.Третья Рота работы по постройке содового завода (гг. Любимов и Сольвей) быстро продвигаются вперед.

Ранняя весна и довольно сухое лето благоприятствуют особенно каменным работам, почему к наступающей осени их предполагают окончить. Громадная площадь на самом берегу Донца, заарендованная у крестьян, вся обнесена уже забором, а внутри забивают сваи для фундаментов и возводят каменные заводские корпуса”.

В конце апреля 1892 года Донецкий содовый завод вступил в строй – началось производство кальцинированной соды аммиачным способом. За несколько дней апреля и май 1892 года было выработано 83.880 пудов 5 фунтов кальцинированной соды на сумму 68.733 руб. 10 коп. В ноябре того же года завод начал вырабатывать каустическую соду ферритным способом.

Завод строился возле железнодорожного полотна. Однако ближайшая станция Лисичанск находилась в трех километрах и акционерное общество проложило железнодорожную ветвь от нее до завода вдоль действующей колеи. Вблизи завода было сооружено станционное здание и другие постройки. Так возник железнодорожный пост Любимовский, который затем был передан Екатерининской железной дороге и переименован в станцию Переездную.

Новый завод сразу же получил широкую известность. Со всех краев потянулись сюда люди. Как правило, это были крестьяне. Шли они из соседних сел – Лисичанска, Боровского, Белой горы. В одиночку и целыми артелями прибывали они из соседней Харьковской губернии, из центральных губерний России – Курской, Орловской, Калужской.

До строительства завода в селе Верхнем в 1883 году проживало 456 семей, 7 из них были бездомными* – как говорят, ни кола, ни двора, ни рогатого вола. В то же время 27 хозяев имели по 2 хаты и другие хозяйственные постройки. 25 семей в селе были безземельными. 109 хозяев сдавали свои скудные наделы в аренду: они не в состоянии были обрабатывать свою землю. Ведь 41 семья в селе вовсе не имела никакого скота, а 96 семей имели только нерабочий скот. Многие жители Верхнего, чтобы прокормить себя и свои семьи, вынуждены были искать заработки на стороне.

Строительство содового завода в Верхнем ускорило процесс разложения сельской общины. Десятки семей села продали свои участки земли под завод. Одни из них затем приобрели землю в другом месте по более дешевой цене, другие, пустив деньги в оборот, стали на путь мелкого предпринимательства. Но большинство жителей села с первых дней и навсегда связали свою судьбу с заводом, влились в ряды рабочего класса.

Следует заметить, что до начала 1821 года жители с.Верхнего были государственными крестьянами. Однако со строительством Луганского литейного завода начинаются их притеснения со стороны казны. В 1795 году на земле крестьян села Верхнего была заложена первая шахта Донбасса, где началась промышленная разработка каменного угля для Луганского литейного завода и возник шахтерский поселок – будущий Лисичанк. Под рудник и поселок у верхнянских крестьян в 1798 году было отнято 1.070 десятин земли.

Еще более резкий перелом в жизни крестьян с. Верхнего произошел в начале 1821 года. По царскому указу они были зачислены непременными работниками Луганского литейного завода. С этих пор их обязанности, как сказано в упомянутом указе, состояли “в перевозке потребных для действия заводского материалов и припасов”. Круглый год на волах и лошадях они должны были доставлять почти за сто верст на Луганский завод каменный уголь, добываемый на принадлежавшей им ранее земле в копях Лисьей балки. А вся их земля теперь перешла к Луганскому горному округу. Только после отмены крепостного права они снова были наделены землей и возвращены на положение казенных крестьян.

С первых дней существования завода на нем было много сезонных рабочих. На работу поступали одинокие и целыми семьями. Так, в поисках заработка на завод приодел малоземельный крестьянин из деревни Орлово Козельского уезда Калужской губернии Петр Макарович Звонарев. Здесь же еще подростками начали работать его сыновья Михаил и Иван, а затем и младший – Петр.

Поиски средств к существованию привели сюда в конце XIX века Никиту, Ивана и Семена Шубиных, крестьян из деревни Мягково, что под Тулой, и многих других. Их внуки и правнуки и теперь продолжают работать на заводе.

На предприятие к началу его пуска было переброшено небольшое число квалифицированных рабочих из Березниковского содового завода. В числе их были братья Николай и Иван Шмаковы, Михаил Матлин и другие.

Так складывался контингент рабочих завода. Украинцы работали здесь бок о бок с русскими.
Владея двумя заводами – Березниковским и Донецким, акционерное общество основное внимание уделяло развитию Донецкого содового завода.

Вскоре в производстве кальцинированной соды здесь был построен второй элемент. Это позволило к 1898 году довести суточную выработку кальцинированной соды до 200 тонн, что составляло 70.000 тонн в год. В то же время Березниковский содовый завод вырабатывал в год лишь 24,5 тысячи тонн соды.

Наряду с расширением существующих мощностей на заводской площадке развертывается строительство новых цехов по производству каустической соды электролитическим способом, бикарбоната натрия, хлорной извести. Стремясь обеспечить независимое существование своих предприятий, акционерное общество держало в своих руках не только производство различных видов содопродуктов, но и добычу сырья и топлива, а также сбыт содовой продукции.

Завод имел собственную электростанцию, работавшую на каменном угле, котельные. Уголь использовался также в качестве технологического топлива для плавки каустика, в топках содовых печей для кальцинации и т.д. Чтобы обеспечить такую потребность в топливе, акционерное общество в 1892 г. взяло в аренду у казны шахту “Дагмару”, расположенную в четырех километрах от завода. Правда, запасы угля в ней были уже частично выработаны. Поэтому рядом с “Дагмарой” в 1896 г. завод начал строить новую шахту – “Константин Скальковский”. Это была одна из крупнейших шахт Донбасса. В 1902 г. на ней добыто 6.8 млн. пудов угля. Число рабочих превышало 900 человек. Транспортировка угля на завод производилась в вагонетках с помощью подвесной канатной дороги.

Меловой карьер был открыт рядом с заводом под горой, взятой в аренду у крестьян с. Верхнего. Он обеспечивал известково-обжигательные печи мелом вплоть до 20-х годов нашего века. Добыча мела, за исключением взрывных работ, производилась вручную.

Одним из важнейших видов сырья для производства соды является соль. Ее добывали в районе села Покровское под Бахмутом – на арендованной у крестьян земле. Со станции Деконская соль доставляли по железной дороге на завод. Здесь ее растворяли, и рассол подавался в производство. Все это требовало больших затрат. Значительно дешевле обходится растворение соли в недрах земли и перекачка уже готового рассола. Этот метод и был осуществлен акционерным обществом. С этой целью оно приобрело имение Карфаген, участки земли под рассолопромысел. В 1910 году началось строительство рассолопровода, а через два года он был введен в действие. Профессор Л.Ф.Фокин отмечал, что этот рассолопровод представлял собой одно из крупнейших сооружений подобного типа в Европе. Для приведения в действия насосных станций рассолопровода была сооружена первая в Донбассе трехфазная электролиния напряжением 20.000 вольт на расстояние 35 километров.

Донецкий содовый завод, положивший начало развитию химической промышленности Донбасса, был крупным по тому времени предприятием. В 1895 году на нем уже трудилось более 500 рабочих, а к началу 20 века число их удвоилось, не считая сотен рабочих, нанимавшихся поденно к подрядчикам. В 1916 году на заводе уже было 1.545 рабочих, кроме того, на заводских шахтах работало свыше 1.000 человек.

В связи с притоком рабочих на завод росло число жителей села Верхнего. В 1885 году в нем проживало 2.534 человека, а в 1917 году уже свыше 11 тыс. человек.

Луганск, 1992

Добавить комментарий