В 1928 г. в Сталино впервые начал курсировать трамвай. Линия протянулась от совбольницы до вокзала. В небольшом трамвайном парке было всего четыре вагона. В первый год своего существования сталинский трамвай перевёз 237 тыс. пассажиров. Об этом рассказала 9 октября 1938 г. газета “Соц. Донбасс”.
С тех пор город вырос. С каждым годом росла и потребность в трамвайном сообщении. В 1938 г. Сталино насчитывало 86 км трамвайного пути. В громадном парке было более 100 поездов. Трамвай курсировал во все части города. Только что открылась новая линия: город-Мушкетово. К ХХI годовщине Октября планировалось пустить трамвай от Донской стороны до Мушкетово.
В 1937 г. Сталинский городской трамвай перевёз 58 миллионов пассажиров. За 9 месяцев 1938 г. уже было перевезено около 60 миллионов человек.
Имеющийся трамвайный парк перестал удовлетворять потребности быстро растущего областного центра. В 1938 г. бурными темпами строился большой трамвайный городок в районе Соцгородка. Должно было закончиться строительство огромного парка. Внутри парка строились специальные канавы для ремонта трамвайных вагонов. К ним было подведено электричество.
“Для работников трамвая в городке строится пятиэтажный жилой корпус, – писал журналист газеты “Соц. Донбасс” Э. Укис. – Внутри здания уже начаты настилка полов и оборудование нижних этажей. 25 рабочих семейств в декабре получат двухкомнатные, комфортабельно оборудованные квартиры с ваннами, душевыми установками и проч. Для 350 холостяков в трамвайном городке предназначены большие светлые комнаты, которые будут обставлены мягкой мебелью. Закупаются никелированные кровати, ковры. Оборудуется красный уголок на 250 мест. В красном уголке будет установлена звуковая киноаппаратура”.
Возле здания общежития заканчивалось строительство двухэтажного дома, предназначенного для мастерских подсобного хозяйства парка. Здесь планировалось расположить кузнечный, слесарный и электромонтёрный цеха. На верхнем этаже оборудовались душевые, гардеробные и комнаты отдыха. И это лишь строительство первой очереди.
В конце 1938 г. планировалось начать строительство второй очереди трамвайного городка – жилого дома для инженерно-технических работников и здания управления трамвая. На строительство трамвайного городка было выделено 10 миллионов рублей.
Подгот. Е. Згинник
Укис Э. Трамвайный городок / Э. Укис // Соц. Донбасс. – 1938. – 9 окт.