Стражи водных границ

Сергей Холин

Каждое государство имеет территориальные границы, которые ежедневно требуют пристального внимания и охраны. Согласно Указу Главы ДНР Дениса Пушилина № 160 от 28 мая 2019 года 28 мая в Республике установлен профессиональный праздник – День пограничника

Выбирать не пришлось

Ежегодно и в России, и в ДНР данное событие объединяет многих людей, которые непосредственно относятся к службе в пограничных войсках. Это и ветераны погранслужб и те, кто проходил в соответствующих войсках срочную армейскую службу, а также военнослужащие, которые на сегодняшний день следят за порядком на территориальных границах государств.

Сергей Холин – один из тех, для кого 28 мая является особенно важным днем. Однако его пограничная служба проходила не на суше, а на воде.

Сергей Алексеевич родом из Донецка, где жил и учился до 17 лет. В 1972 году он принял решение стать моряком и поступил в Ждановскую мореходную школу. Там Холин обучался год и получил две специальности: моториста и матроса 1-го класса. А дальше судьба сама проложила ему путь в морские части пограничных войск.

− Сергей Алексеевич, как вы попали на службу в пограничные войска?
− Когда я в 1973 году оканчивал мореходную школу, как раз начинался весенний призыв. В школе нам сделали ускоренный выпуск, все экзамены мы сдавали максимально быстро, чтобы нас успели забрать на срочную службу в армию. Только получили дипломы – и сразу в военкомат на распределение. А дальше, как говорится, куда забрали служить, туда и забрали. Выбирать не пришлось. Поначалу мы даже не могли понять, куда нас везут. И, когда уже прибыли в Анапу, поняли, что служить придется не два, а целых три года. Там находился единственный во всем Советском Союзе учебный центр морских частей пограничных войск. Конечно, поначалу мы очень сильно жалели, что служить придется так долго, но потом поняли, что все-таки лишний год пошел нам всем на пользу.

− Какие знания дала вам служба в армии?
− Вообще, там нас научили многому. В самой учебной части я провел пять месяцев, а остальное время служил там, куда направляли. За время нахождения в Анапе я научился и красить, и шить, и ремонтировать обувь. Нас также обучали всяким правилам, нормам, законам, уставу войск пограничной службы, азбуке Морзе, вождению, заделыванию пробоин и спасению. Самостоятельно мы занимались еще и резьбой по дереву, что было для нас своего рода хобби. В этом учебном центре я получил еще две специальности: водителя малого катера и водолаза. Итого четыре морских специальности.

На ловца и зверь бежит

Основной задачей каждого пограничника является в первую очередь защита и охрана государственной границы. Пограничные войска осуществляют миграционный контроль, пресекают деятельность контрабандистов, предотвращают попытки прорывов шпионских и диверсионных групп. На воде принцип действия погранслужб тот же, однако там, как и в любом деле, есть свои тонкости.

− Чем пришлось заниматься после учебного центра?
− Нас распределяли по всей водной границе Советского Союза. Наши катера обслуживали Черное и Каспийское моря, реки, весь Амур, Камчатку, Тихий океан, Балтику, Дунай и так далее. Везде, где была граница по воде, там были мы – моряки-пограничники. Начиналась она на 12 милях от берегов СССР. 12 миль – это 20 километров. Именно на таком расстоянии от берега и стоят пограничные войска. Тех, кто нарушал границу, мы задерживали. Или, к примеру, на рейде стоят иностранные корабли, а нам нужно за ними присматривать. Мы следили, чтобы туда не лезли нарушители. То есть, прежде всего, наша функция – это охрана границ наших вод.

При этом сухопутные пограничники тоже наблюдают за порядком. Мы караулим с воды, а они с берега. У них есть и вышки, и радиолокация, и мощные бинокли. Только с суши увидят, что подплыла какая-то лодка, сразу сообщают морякам, а те уже, в свою очередь, срываются на катерах, если все происходит на реке, и задерживают того, кто подошел, так как, возможно, это шпион или контрабандист. В море, конечно, уже дело стоит за большими кораблями.

− Случается ли такое, что нарушителя невозможно засечь?

− Я знаю об одном таком случае. В Одессе студент нашего мединститута плыл на надувной лодке, а в это время на рейде в нескольких километрах от берега стоял иностранный корабль. Это судно должно было заходить в порт, чтобы разгрузиться. Студент добрался прямо до этого корабля, и его не заметили, так как, во-вторых, это происходило ночью, а во-вторых, была очень высокая волна. Из-за того, что лодка маленькая, заметить ее в таких условиях просто невозможно. Случается всякое.

− Часто ли приходилось задерживать контрабандистов?
− Наши пограничники часто ловили турецкие шхуны. Турки заходят в наши территориальные воды – и нам нужно их арестовывать. В основном их задерживали как браконьеров. Но это уже задача больших кораблей. Мой катер маленький – он дежурил на реках и перевозил наряды. На реках в целом та же система: нам необходимо наблюдать и с воды, и с суши за конкретным судном, и если кто-то к нему подходит, то нужно срываться и ловить его. Очень много пограничников стоит и по озерам. Например, в Карелии по озерам проходит граница. Вот такая служба – очень интересная и многому позволяет научиться.

Душой всегда в плавании

После службы в морских частях пограничных войск Сергей Алексеевич поступил на заочное обучение в Донецкий политехнический институт (нынешний ДонНТУ) и работал на заводе. При этом любовь к воде никогда не покидала его сердце. В 2007 году он вернулся на море. Сам построил лодку и по сей день уделяет внимание плаванию по водам мира. Паруса для судна он шьет самостоятельно, привнося в это дело свою изюминку: ткань для паруса обязательно должна был в полоску. Отсюда и возникло прозвище Сергея Алексеевича – Полосатик. Так его называют в своих кругах. Оставшееся со времен пограничной службы хобби он также пронес сквозь годы, и сегодня в его «музейной» комнате можно увидеть коллекцию из резных деревянных картин. Там же – медали, флаги, бинокли и другие памятные предметы.

Здесь же очень много научных и художественных книг – в основном морская литература. Это целый сборник морских книг, который составляет уже более 50 единиц. Наиболее значимы два тома атласов океанов, выпущенные Министерством обороны СССР еще в 1977 году для военно-морского флота. В них можно найти и рельефы разных частей океанов, и устья мировых рек, https://letopis.donbass-name.ru/wp-content/uploads/2020/01/holin.jpgканалы и порты всего мира. Сергей Алексеевич рассказал, что по этим картам можно не только ходить по водам планеты, но и найти все что угодно.

− Мой товарищ жил в израильском городе Хайфе. Я по этим картам нашел, где он живет, где его дом. Здесь, в атласах, есть все – населенные пункты, улицы, дома. Конечно, не вся информация в них актуальна на сегодняшний день, так как прошло уже много лет, но некоторые порты, указанные в этих книгах, существуют до сих пор. А что касается литературы, то я, как только вижу книгу о море, которой у меня еще нет, сразу же ее покупаю.

Туризму на лодках – путь!

На сегодняшний день под руководством Сергея Холина в Донецкой Народной Республике проводятся регаты 9 и 11 мая, а также ежегодная регата на водохранилище поселка Старобешево. К этому делу он относится с особой страстью и привлекает к этому других.

− Я стараюсь популяризировать туризм именно на лодках. Он удобен тем, что в лодке можно плыть не только сидя, но и лежа. К примеру, на том же катамаране плавать неудобно, так как практически негде сидеть. Все мои друзья всегда, когда ко мне приходят, садятся в лодку, ведь там сидеть очень удобно. При этом туда вмещается много вещей. На ней можно даже установить палатку. Ее общий вес составляет около 150 килограммов, но она разбирается по частям. Я хотел моряков-пограничников вовлечь в это дело. У меня есть товарищ − Константин Душа, мы обычно плаваем вдвоем. Пока из-за болезни я не могу поплыть с ним, но буду помогать готовиться к плаванию, в которое он отправится, как только найдет компаньона.

Сейчас Сергей Алексеевич активно занимается общественной деятельностью и является председателем Донецкого экипажа ветеранов морчастей погранвойск. К слову, эта организация уникальна тем, что других таких не существует. Членами экипажа ветеранов являются дончане, которые когда-то, как и Сергей Холин, служили Родине в роли моряков-пограничников. Список насчитывает уже порядка 80 человек разных годов демобилизации и мест службы. Это и Благовещенск, и Балтика, и Одесса, Анапа, Балаклава, Баку, Амур, Новороссийск, Камчатка, Сахалин, Термес и многие другие. Всю эту информацию ведущий моряк-пограничник собрал еще до войны, однако ежегодно 28 мая на празднованиях встречает новых людей, которые с радостью пополняют его список. В планах на будущее у него также создание обучающего клуба для детей и возрождение парусного туризма.

У Донецкого экипажа ветеранов морчастей и погранвойск есть устав и флаг. Пока организация не оформлена официально в силу определенных обстоятельств, но Сергей Алексеевич очень надеется на то, что в скором времени его мечты воплотятся в жизнь.

От Нижнего до Волгограда

В 2015 году Сергей Холин со своим товарищем отправился в долгое путешествие по Волге. Начальной точкой маршрута стал Нижний Новгород.

− 25 мая мы выехали из Донецка, а вернулись 20 июля. День пограничника встретили в Нижнем Новгороде. Там проходили масштабные празднования, и нам даже удалось выступить. После выступления губернатора, мы как представители Донецка поздравляли людей с праздником, хотя это был неофициальный визит. На нашей земле уже год длилась война, поэтому к нашим персонам люди испытывали неподдельный интерес. Все подходили и спрашивали о ситуации в Донецкой Народной Республике. Местный телеканал взял у нас интервью, и, несмотря на то что флаги и транспаранты были запрещены, съемка все равно прошла на фоне стяга Донецкого экипажа ветеранов морчастей погранвойск. За три недели нашего плаванья о нас узнали многие. Везде, где бы мы ни останавливались, нас встречали очень дружелюбно и тепло. На берегу к нам подходили и расспрашивали о Донецке, угощали всякими вкусностями, приглашали отдохнуть. Из 49 дней, которые мы пробыли на Волге, 28 были грозы с ураганами. Раньше на этой реке никогда не было таких природных явлений. Местные жители очень переживали за нас, думали, что мы погибнем в шторме.

А на День России мы попали в Казань. Там был шикарный праздник. И везде, где бы ни остановилась наша маленькая команда, к нам относились с большим уважением. Уважали, прежде всего, за результат, так как мы на такой небольшой лодке совершали столь масштабное путешествие. Кстати, в 1952 году на подобной лодке была пересечена Атлантика!

Главное во всем этом путешествии то, что на каждой остановке мы поднимали наши флаги – флаг Донецкой Народной Республики, знамя Победы и символ нашей организации. На маршруте мы встречали и детские экспедиции, в которых участвовали ребята в возрасте от 6 до 15 лет. Плыли они от Самары до Волгограда. Всего 12–15 маленьких парусничков. И дети тоже поднимали свои флаги на остановках.

Мы поставили себе цель: провезти знамя Победы по всей Волге и поднять его на Мамаевом кургане у подножия монумента «Родина-мать» в Волгограде. Наша мечта воплотилась в жизнь, и мы с Константином вернулись в Донецк. Пожалуй, это было самое значимое путешествие.

Светлана СЛАВЯНСКАЯ

СПРАВКА
Первым человеком, в одиночку пересекшим Атлантический океан на надувной резиновой лодке, стал французский врач и путешественник Ален Бомбар. Он находился в плавании 65 дней и за это время преодолел расстояние от Канарских островов до Барбадоса, что составляет 4 400 километров.

Это было его научное исследование, которое в дальнейшем доказало, что человек запросто может выжить в открытом море после кораблекрушения. Вопреки уверенности многих в том, что люди в таких ситуациях гибнут от голода и жажды, Бомбар убедил общественность: дело только в человеческом страхе.

Питался путешественник-экспериментатор пойманной рыбой и планктоном, а опломбированный запас еды, который был предназначен для самого крайнего случая, так и остался нетронутым. Здоровье Алена Бомбара существенно ухудшилось, однако преследуемая им цель была достигнута.

gazeta-dnr.ru. 5 июня 2019

Добавить комментарий