Анатолий Жаров в газете «Донецкие новости» (№9, 25 февраля — 3 марта 2010 г.) рассказывает об одной из самых уникальных комнат нашего любимого Донецкого областного Дворца детского и юношеского творчества.
В ДОНЕЦКЕ В РЕСТАВРАЦИИ НУЖДАЕТСЯ УНИКАЛЬНАЯ НАСТЕННАЯ РОСПИСЬ
В культовом месте для многих тысяч донецких детей сначала городском, затем областном Дворце пионеров и школьников, а ныне в областном Дворце детского и юношеского творчества по улице Артема, 46 есть необычная аудитория — Комната сказок. Стены ее расписаны по мотивам русских народных сказок и по произведениям Александра Сергеевича Пушкина. Интересна история появления этой комнаты в нашем городе. Корреспондент «ДН» попытался разобраться, какое отношение к ней имеют известный русский художник Виктор Васнецов, Юзовское отделение Петербургского международного коммерческого банка и генералиссимус Иосиф Сталин.
Художник Васнецов и донецкий край
Известнейший русский художник Виктор Михайлович Васнецов в наших краях не бывал, но в истории Донбасса след оставил. Этот живописец известен как родоначальник национального направления в русском искусстве. Он первым обратился к былинно-сказочным сюжетам, с помощью которых во многих своих картинах показал красоту и мощь русского народа. Известнейший московский предприниматель и меценат Савва Мамонтов, получив права на концессию по строительству Донецкой каменноугольной железной дороги, в 1879 году заказал Васнецову картины для украшения конторы своего предприятия. Причем сюжеты художнику навязаны не были, он выбрал их сам. В итоге появились четыре живописных шедевра: «Три царевны подземного царства», «Битва славян со скифами», Ковер-самолет» и «Витязь на распутье». Но правление Донецкой железной дороги не захотело брать эти картины, видимо, посчитав несолидным показывать сказочный «Ковер-самолет», когда их предприятие являлось образцом технического прогресса. Может быть, по этой причине и не состоялась поездка Васнецова в наши края. Картины остались у Саввы Мамонтова, ныне они находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи в Москве (Два уточнения. По заказу Донецкой железной дороги были написаны первые три картины: битва символизировала прошлое нашего края, три царевны – богатства донецких недр, а ковер-самолет был задуман как символ прогресса и новых скоростей. «Битва славян со скифами» хранится сейчас в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга — dvorec.donbass.name).
Дворец пионеров с непростой судьбой
Прежде чем приступить к рассказу о донецкой Комнате сказок, необходимо рассказать о самом Дворце детского и юношеского творчества. До начала Великой Отечественной войны в городе Сталино был Дворец пионеров в здании, которое сейчас занимает ЦБНТИ. После освобождения столицы Донбасса от фашистов было принято решение о строительстве нового Дворца пионеров. Однако дело шло со скрипом. Поэтому Сталинскому облисполкому и бюро обкома ВКП(б) в начале 1948 года пришлось принимать даже специальное постановление по этому поводу (Государственный архив Донецкой области, Ф-Р4091, оп. 1, д, 3). В документе, в частности, говорится: «Восстановление и реконструкция Дворца пионеров не имели и не имеют комплексного проекта из-за отсутствия финансирования на разработку полного комплекса проектирования, а также средств на весь объем общестроительных и отделочных работ… В 1947 году темпы строительных работ в значительной степени срывались, а в настоящее время прекращены. Для выполнения полного объема работ с окончанием второй очереди строительства в 1950 году необходимо было 13,565 млн. рублей согласно плановому заданию, из них для финансирования проектных, общестроительных, отделочных работ в 1948 году требовалось 4 млн. рублей. В конечном итоге областные власти решили просить Совет Министров УССР походатайствовать перед Совмином СССР о выделении всей необходимой для стройки денежной суммы и потребовали у руководства областных хозяйственных организаций приложить максимум усилий по ускорению темпов возведения этого объекта. Обкому комсомола было поручено организовать работу общественности на строительстве Дворца пионеров. После такого нагоняя в облкоммунпроекте, наверное, решили, что надо исходить из реалий жизни, и при разработке проекта строительства внесли изменения. Вот тогда, по всей видимости, было решено использовать как основу двухэтажное здание Юзовского отделения Петербургского международного коммерческого банка, добавив к нему пристройки. Однако сроки окончательного ввода в эксплуатацию Дворца пионеров постоянно срывались и в последующие годы. Из архивных документов известно, что работа кружков в новом Дворце пионеров и школьников началась в сентябре 1950 года, при этом продолжались отделочные работы под руководством архитектора Пархунова. С помощью зав. отделом периодики областной библиотеки им. Крупской Елены Згинник «ДН» удалось точно установить дату официального открытия Дворца пионеров и школьников города Сталино — 8 ноября 1951 года (к 34-й годовщине Октябрьской революции). «Под звуки барабана и горна в зал входит делегация пионеров. Ученик средней школы № 6 пионер Саша Дудин от имени всех пионеров города благодарит партию и правительство, родного товарища Сталина за прекрасный подарок», — писал корреспондент ТАСС в своем газетном отчете об открытии дворца. Таким образом, в следующем году нынешний Дворец детского и юношеского творчества будет отмечать свой 60-летний юбилей.
Областные газеты того времени зафиксировали слова председателя городского исполкома совета депутатов трудящихся Ефименко о том, что «миллионы рублей на строительство Дворца пионеров в нашем городе были отпущены по специальному указанию товарища Сталина в трудные годы восстановления». Правда, как оказалось, сумма значительно отличалась от первоначальных 13,565 млн. рублей. Как писал в газете «Социалистический Донбасс» накануне открытия начальник строительства Г. Щапов, окончательная стоимость строительства Сталинского городского Дворца пионеров составила 5 млн. рублей (для сравнения: такая же сумма потребовалась для асфальтирования Макеевского шоссе). Несмотря на все трудности, наш Дворец пионеров по своей отделке и оформлению получился одним из лучших в Украине. В просторном вестибюле была установлена большая скульптура «И.В. Сталин с пионерами». По ее обеим сторонам – большие картины, изображающие момент приема в пионеры и пионерский костер. К сожалению, эти панно не сохранились. На первом этаже современного дворца есть два панно уже явно 60-х годов, т. к. на одном из них изображен пионер, стоящий рядом с космической ракетой. Не удалось пока выяснить и автора первоначальных картин. По некоторой информации, им вполне может быть харьковский художник, впоследствии заслуженный художник Украины Борис Вакс (1912—1989 гг). Он работал в стиле соцреализма. В справочниках есть сведения о его участии в росписи Дворца пионеров, а также в создании декоративных панно «Горноспасательная служба» для Дома техники в Сталино, «Строители» для Дворца культуры в Краснодоне.
Донецкая Комната сказок посолиднее московской
По тогдашним проектам в каждом Дворце пионеров должна была быть и Комната сказок. В донецкой Комнате сказок все необычно: посетитель как бы заходит в древнерусский терем, спускается вниз по нескольким деревянным ступеньками и попадает в сказочный мир. На стенах роспись: Иван сражается со Змеем-Горынычем и летает на Коньке-Горбунке; Маша следит за медведем, чтобы он пирожки не кушал; Колобок по лесу катится. Там «есть иное диво: море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, разольется в шумном беге, и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря. Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор». Они выходят навстречу князю Гвидону и его царевне, такой красивой, «что не можно глаз отвесть: днем свет божий затмевает ночью землю освещает месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Дальше – Кот ученый ходит в пушкинском Лукоморье. Завершает экспозицию сюжет из Сказки о рыбаке и рыбке». Донецкая Комната сказок будет посолиднее, чем в Московском Дворце пионеров, и в этом вы можете убедиться, сравнив их фотографии. Наша сказочная комната находится на втором этаже здания Дворца детского творчества. Здесь долгие годы проходили занятия кружка художественного слова, о которых с теплотой спустя много лет вспоминают сегодня уже взрослые люди. Они рассказывают, что сказочную роспись показывали иностранным делегациям, которые посещали столицу Донбасса в те годы. (Кстати, в Санкт-Петербургском городском дворце творчества юных, расположенном в стенах исторического Аничкова дворца тоже есть великолепная по красоте Комната сказок — dvorec.donbass.name).
Автором данного художественного произведения был донецкий художник Евгений Евгеньевич Грейлих. Несколько лет назад «ДН» уже писали о гражданском подвиге этого человека. Когда Сталинская картинная галерея при отступлении Красной армии в октябре 1941 года оказалась брошенной на произвол судьбы, Евгений Евгеньевич решил уберечь от гибели и захвата фашистами хоть что-то из культурных ценностей. Он сумел спасти и сохранить семь картин, два рисунка, акварель и гуашь. В сентябре 1945 года Грейлих передал все одиннадцать произведений представителю комитета по делам искусств УССР, в том же году они поступили в Киевский музей русского искусства, в собрании которого находились до 1975 года. Сейчас эти полотна находятся в экспозиции Донецкого художественного музея, а пейзаж А. Остроумовой-Лебедевой «Амстердам» и поныне остается в Киеве.
«Я помню, что папа очень много времени проводил на работе, выполняя эту роспись. Он приходил домой очень поздно, а я ему во дворец обеды носила, — рассказала «ДН» дочь художника Наталья Евгеньевна. — Отец принимал участие и в росписи первого Дворца пионеров в довоенном Сталино. Тогда всеми эскизными работами руководил московский художник, профессор Лев Крамаренко. А папа сам расписывал до войны Дворец пионеров еще и в Мариуполе. Точный год появления этой уникальной росписи, наверное, уже не удастся узнать, т.к. Евгения Евгеньевича нет в живых (он скончался в 1998 году). Однако корреспонденту «ДН» все-таки удалось, просматривая документы областного архива, выяснить наиболее вероятную дату — 1954 год.
До этого времени в планах работы Дворца пионеров и школьников на месяц, отпечатанных типографским способом в виде больших афиш, все сказочные мероприятия для детей проходили в зрительном зале учреждения, а в сентябре 1954 года указано конкретное место — Комната сказок (ГАДО, Ф-Р4091, оп. 1, д. 19, л. 7). Также косвенным под утверждением именно этой даты могут служить и сюжеты донецкой настенной росписи по мотивам картин художника Васнецова — «Иван-царевич на Сером волке» и «Аленушка». Не исключена возможность, что Евгений Грейлих решил выбрать эти сюжеты в связи с торжественным открытием в 1953 году в Москве Дома-музея художника Виктора Васнецова (москвичи ласково называют его Теремком). Сейчас он является филиалом Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея».
Время шло, и Комнату сказок нужно было обновлять. К тому же один раз во дворце прорвало трубу, вода залила одну из стен. Сегодня известно только, что реставрационными работами в конце 80-х или в начале 90-х годов прошлого века занимался штатный художник областного Дворца детского и юношеского творчества Егор Егорович Калмыков. В настоящее время настенная роспись требует реставрации. Для этого нужны деньги, да и объем работы там немаленький, требуется участие профессионалов-художников. Может быть, кто-то из меценатов региона сделает приятный подарок донецким детям к 60-летнему юбилею со дня официального открытия дворца? Хочется в это верить. Ведь в сказках всегда есть чудо, и завершаются они счастливым финалом.
КОММЕНТАРИЙ:
«Моя мечта — отреставрировать Комнату сказок»
Сергей Дороговцев, директор областного Дворца детского и юношеского творчества:
— Моя мечта — отреставрировать Комнату сказок. Но я понимаю, что это нелегкое дело, требующее времени на подготовку и немалых финансовых средств. Сегодня в этой комнате размещена студия народного детского музыкально-драматического театра «О». Там работают влюбленные в театр руководители, и эти занятия с удовольствием посещают школьники. Для театра необходимо подыскать другое помещение, а после можно заняться реставрацией настенной росписи в Комнате сказок. Для этого необходимо найти меценатов, готовых оказать финансовую помощь Дворцу детского и юношеского творчества. Непосредственно реставрационными работами должны будут заниматься квалифицированные специалисты.