От Лисичанска до Бизерты. История семьи Александра Несвитевича

Герб города Лисичанска

Порой привычные для нас вещи таят в себе дивные истории прошлого. Луганчанам знакома железнодорожная станция Несвитевич, но не каждый житель города знает о том, что названа она в честь Александра Несвитевича. Свою карьеру Александр Александрович начал в лейб-гвардии морского полка. Затем в его жизни были Русско-турецкая война и Балканский поход 1877-1878 гг. Выйдя в отставку, генерал отправился на Юг России…

Село Рубежное раскинулось на живописных берегах Донца. Александр Александрович безвозмездно отдал часть своих земель под строительство железной дороги и большой для того времени станции. В тени зеленого холма в 1905 году был открыт вокзал имени Несвитевича. 180 гектаров земли он продал под строительство ныне действующего стекольного завода. Все это говорит о том, что А. А. Несвитевич был, прежде всего, человеком дела. Его хозяйская рука оставила заметный след в истории «малой родины». Зря мы призабыли великих земляков царской эпохи…

В городе Лисичанске стоит памятник Александру Александровичу Несвитевичу, который открыли в 2005 году на 100-летие станции Несвитевич.

Генерал

Есть на железнодорожной ветке Попасная–Купянск разъезд Несвитевич. Долгое время название не было расшифровано из-за отсутствия документальных источников. И вот наконец-то мы можем узнать о личности Несвитевича.

Усадьба и родовое имение Александра Александровича были расположены на рубеже Харьковской и Екатеринославской губерний – отсюда и название Рубежное. Имение и земля – приданое жены генерала, урожденной Богданович. Часть земли боевой офицер Несвитевич получил за свои ратные подвиги на русско-турецких войнах. С 1851-го по 1871 год Александр Александрович служил в лейб-гвардии егерском полку. Позднее стал флигель-адъютантом Александра II, учил его фехтованию, передавал это военное искусство и Александру III. Одарен был также талантом фотографа, фотографировал при дворе. Эти снимки чудом сохранились и украсили международные фотовыставки в Москве и Мюнхене в 1990 г.

Несмотря на высокое положение в обществе и близость к императорскому двору, Александр Несвитевич оставался патриотом своей малой родины. Его мечтой было построить железнодорожную линию Харьков-Лисичанск, чтобы обеспечить бассейн Северского Донца транспортом и связать имение Рубежное с внешним миром.

В реализацию этого проекта он вложил большие средства. В то время, как сельская община и многие землевладельцы отказывались продать землю под строительство железной дороги и станции, Несвитевич, не раздумывая, отдал часть своего имения безвозмездно. В 1905 году состоялось торжественное открытие разъезда «Несвитевич».

Судьба эскадры

Старшая дочь Несвитевича Анастасия вышла замуж за Сергея Манштейна. Эта фамилия у военных может вызвать естественный вопрос: не имеет ли она отношение к гитлеровскому фельдмаршалу Манштейну? В определенной степени да: древнейший род Манштейнов разделился на две ветви: одна утвердилась в Германии, представители второй, начиная со времен Петра Великого, верой и правдой служили России: Эрнест-Себастьян Манштейн был одним из соратников Петра I. Христофор-Герман – флигель-адъютантом при дворе Анны Иоанновны, участвовал во всех военных кампаниях того времени. Известны «Записки о России» Сергея Манштейна, потомка знаменитого рода, который и стал мужем нашей землячки, Анастасии Несвитевич. Судьба их сына, Александра Сергеевича Манштейна, прямо связана с историей Черноморской эскадры. В 1918 году он командовал эсминцем «Жаркий».

Лисичанск online. 26 сентября 2009

Добавить комментарий