Луганский паровозостроительный

Паровоз Л-1831

Густав Гарман – человек, благодаря которому в нашем городе появился паровозостроительный завод. Именно его гудки долгие-долгие годы будили луганчан на работу.

Кем был Гартман? Что из себя представлял Луганский паровозостроительный завод в начале 20 века?

Немецкий капиталист Гартман – «отец-основатель» Луганского паровозостроительного завода

Густав ГарманГ. Гартман – немецкий банкир и промышленник. В свое время он, по настоянию отца, прошел практику на лучшем в мире Манчестерском паровозостроительном предприятии. Поэтому прекрасно знал всю технологическую цепочку строительства локомотивов.

В 1896 году было основано «Русское Общество машиностроительных заводов Гартмана» (РОМЗГ). «Первую скрипку» в нем играл, конечно, председатель правления Г. Гартман. Уставный капитал составил 4 млн руб., разделенных на 40 тыс. акций. Основными держателями ценных бумаг стали Дрезденский банк и Санкт-Петербургский коммерческий банк.

На деньги РОМЗГ и был создан в Луганске паровозостроительный завод, строительство которого началось в июле 1896 года.

В течение четырех лет последовательно на заводе вводятся в строй: в 1897 году – электрическая станция, в 1898 – мартеновский, чугунолитейный, прокатный, трубный, котельный цехи, в 1899 – паровозомеханический, паровая кузница, меднолитейный и, наконец, в 1900 году – сталелитейный цех. Таков был комплекс цехов автономного завода для производства новых паровозов.

А уже в мае 1900 года из цехов завода вышел первый локомотив. Это был товарный паровоз типа 0-4-0 мощностью 560 л. с. Интересно, что чертежи локомотивов за немалые деньги пришлось покупать у конкурентов — Коломенского машиностроительного завода. Сказывался дефицит собственных высококвалифицированных инженеров.

После выпуска своего первого паровоза завод приступил к производству несколько улучшенного типа товарного паровоза 0-4-0, которому в 1912 году было присвоено обозначение серии Ов. Да, эта та самая «Овечка», так красочно описанная в произведении Ильфа и Петрова «Золотой теленок».

Завод Гартмана выпускал товарные и пассажирские паровозы для Московско-Брестской, Екатерининской, Харьково-Николаевской и Петербургско-Варшавской железных дорог. Большинство локомотивов использовалось для внутренних перевозок на территории украинских губерний. Пик строительства паровозов пришелся, как ни странно, на революционный 1905 год — было произведено 245 единиц техники.

В 1906 году Луганский паровозостроительный завод по производству паровозов по своим производственным мощностям сравнялся с такими крупными заводами России, как Брянский и Путиловский.

Первым директором завода был английский подданный инженер Я. Андерсон. В 1902 году его сменил родственник Г. Гармана из Германии Г. Трек. В апреле 1904 г. с Путиловского завода прибыл инженер-технолог К. Хржановский, поляк, который был назначен директором и оставался им 14 лет.

В Луганске семья Хржановских десять лет (1909-1919) жила в доме, построенном по проекту городского архитектора Федора Булацеля. Жалование директора завода было очень высоким, чего не скажешь о желовании рабочих, которые трудились по 10-12 часов.

В 1908 году, будучи недовольным результатами деятельности заводов вообще и работой Хржановского в частности, Г. Гартман выразил самые серьезные опасения за будущее всего производства и вышел из состава правления.

Кстати, до сих пор достоверно не известно, бывал ли немецкий промышленник Густав Гартман в нашем городе.

Луганский завод строила вся страна, и даже поэт-песенник Матусовский

После революции 1917 года завод благополучно национализировали, а первым советским управляющим завода стал рабочий Иван Иванович Шмыров. В 1922 году завод стал называться «имени Октябрьской революции», короче, ОР. Впрочем, еще очень долго луганчане на вопрос: «Где работаешь?» отвечали по привычке: «Работаю в заводе Гартмана». Именно так.

В 1927 году началась генеральная реконструкция завода имени Октябрьской революции, включенного в список 29 первоочередных строек СССР. Завод, прижатый к реке переустраивался быстро и комплексно. Параллельно с работами по строительству и модернизации промышленных сооружений предприятия возводились жилые дома для его рабочих и служащих. Недалеко от завода был создан целый городок – городок ОР – и сооружены уникальные здания…

В феврале 1929 года ВСНХ СССР создает специальное строительное управление “Луганстрой” (по-украински оно называлось «Луганбуд»). Вместе с выпуском локомотивов вырастали корпуса новых цехов. Территория завода покрылась лесами новостроек. Первым было начато возведение фасонно-сталелитейного цеха (1929 год).

Сложной задачей оказалось сооружение самого крупного корпуса – новопаровозного. Цех возводился на болотистой пойме реки Лугани. Под фундамент корпуса забили 4000 железобетонных свай. Работа проводилась в зимних условиях. Это облегчало отвод и засыпку русла Лугани и вместе с тем усложняло закладку фундамента и возведение внутренних опор и стен. Предстояло под одной крышей разместить просторный сборочный цех и 18 пролетов, каждый из которых по площади равнялся среднему цеху старого завода. Задача была успешно решена. В пролетах цеха сразу же начались установка оборудования и монтаж станков.

Луганский завод строила вся страна. Любопытно, что здесь работал и будущий поэт-песенник Михаил Матусовский, тогда студент строительного техникума. Вместе с товарищами они строили здание медпункта. Пережив войну, оно сохранилось до настоящего времени. В автобиографической повести «Семейный альбом» Матусовский вспоминал, что в столовой выдавались ложки с «предусмотрительной» надписью: «Украдено в «Луганбуде». Позже, в 1940-е, поэт сделает Густава Гармана одним из персонажей своего стихотворения.

27 ноября 1933 года одна из крупнейших новостроек пятилетки – Луганский паровозостроительный завод имени Октябрьской революции – вступила в строй действующих. По своей мощности это был первый в Европе и второй в мире гигант локомотивостроения!

shusek.livejournal.com

Добавить комментарий