На примере нашего города посмотрим, что же из деяний нового правительства пошло ему на пользу, а что нет
Ещё не так давно мы с чувством пренебрежительного превосходства посмеивались над политическими сентенциями, которые проходили при любом описании нововведений Советской власти, которые просто не могли происходить при антинародном царском режиме. Традиционное вступление типа «… и только после революции смогли осуществиться вековые чаяния…» далее по тексту, в период перестройки и после него вызывало только отторжение. Мы не будем анализировать и сопоставлять плюсы и минусы коммунистического правления, но на примере нашего Города посмотрим, что же из деяний постсоветского правительства пошло ему на пользу, а что нет.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ АРХИСТРОЯ ГЛАВКОМГОСООРА
(главный Комитет государственных сооружений)
С утверждением Госпланом СССР в 1922 году строительной программы для Донбасса и объявлением Московским архитектурным обществом в 1923 году по поручению УГКП Донбасса Всесоюзного конкурса проектов типовых жилищ для семейных и одиноких горнорабочих, проблемами застройки занялись многочисленные квалифицированные специалисты, в том числе архитекторы и инженеры из Москвы, Харькова, Петрограда, Киева и других городов. Среди участников конкурса фамилии знаменитых архитекторов того времени: братья В. и Л.Веснины, А.Белогруд, А.Бекетов, С.Чернышев, Л.Голосов, Э.Норверт, среди членов жюри А.Щусев, К.Мельников, В.Семенов, А.Иваницкий.
В музее архитектуры им. А.В.Щусева в Москве хранятся проекты жилых домов и общежитий, выполненные в 1922-1923 годах А.Белогрудом и В.Кокориным, а также зарисовки И.Жолтовского. Академик архитектуры А.Бекетов продолжил начатую до революции работу по строительству новых объектов для Донбасса и в 1919 году предложил проекты жилых домов, столовой, бани, народного дома.
В 1925-1927 годах для Донбасса были разработаны три типовых проекта Дворцов культуры, до настоящего времени сохранился реконструированный в 1957 году архитектором Л.Берберовым Дворец культуры им. Франко, построенный по 1 типу.
Тем не менее, даже такие громкие имена не всегда давали гарантии удачных решений. Возможно, здесь сыграло свою роль непонимание особенностей условий проживания в нашем регионе, но Комиссия по Донбассу и топливной подсекции «Донугля» выразила отрицательное отношение к результатам конкурса по той причине, что в проектах не отразились рекомендации, связанные с экономическими и бытовыми условиями жизни в Донбассе.
Не прижились в Донбассе в 20 е годы попытки обобществления быта. Имелся опыт заселения семейными рабочими домов, в которых отсутствовала кухня. Семья или начинала требовать установки плиты или начинала устанавливать её сама. Это объясняется тем, что пришлый горнорабочий Донбасса не был так связан с предприятием или рудником, как фабрично-заводской рабочий или житель города. Полукрестьянский состав горнорабочих, в основном периодически работающий на шахтах, не порывал связь с сельским хозяйством.
Разработанные «Донуглем» жилища для рабочих Донбасса строились в основном двух типов. Семейные, одноэтажные, с индивидуальными входами, с приусадебными участками, хозяйственными постройками соответствовали местным условиям. Чаще такие дома блокировались. Второй тип общежития в 2 3 этажа с расположением на первом этаже всех обслуживающих помещений, общей столовой с кухней, умывальней, сушилкой для одежды подземных рабочих, уборных, кладовых и т.д. На верхних этажах располагались спальные комнаты, помещения для отдыха и различных занятий.
Таким образом, рабочие получали более комфортабельное по сравнению с прошедшим этапом жилье. Проводились большие работы по сооружению водопровода в Городе, а в 1927 году на заседании Президиума горсовета обсуждался вопрос о необходимости разработки генерального плана Города на 25 лет. В связи с организацией Управления окружного инженера в начале 1927 года в окружкоме был разработан «10-летний план развития городов Сталино и Дмитриевска». В этом документе ставился вопрос о необходимости разработки единого генерального плана этих городов и превращения их в мощный культурный центр. Составление проекта должно быть закончено в 1927 году. Единый план предусматривал соединение города в широтном направлении электрифицированной дорогой, территория вдоль которой должна застраиваться общественными зданиями и парками. Вся территория для жилой застройки делилась на строительные районы – «планы». Размеры плановых участков в центральной части до 240 кв. саж. и на окраинах до 400 кв. саж. В районе рабочего поселка Путиловка предполагалось построить пригородный посёлок дачного типа и соединить его с городами трамваем. На специально отведенной территории, в сторону Путиловского леса, выделялся участок для строительства горного института им. Артема. Уже тогда предполагалось озеленить и благоустроить долину реки Кальмиус и пруды на реке Бахмутке. Разработанный проект развития электродорог способствовал ускорению слияния Сталино и Дмитриевска, а также соединял множество рабочих поселков с этими городами. Идеи этого генплана были развиты в генеральных планах 1932 и 1937 годов.
Учитывая громадное промышленное значение Донбасса, ВУЦИК и СНК УССР в 1932 году постановили создать на территории республики новую область Донецкую, с центром в г. Артемовске. Но исключительно выгодное положение Сталино, концентрация и рост в нем различных отраслей промышленности, научных, учебных и культурных учреждений придали ему неофициальный статус столицы Донбасса, и вместо Артемовска в том же 1932 году он был утвержден областным центром.
В 1930 году был организован Государственный институт проектирования городов «Гипроград УССР», в проектно-планировочных работах которого Донбасс стал главным объектом.
До 1932 года Город развивался как окружной центр. В плане развития коммунального хозяйства Донбасса на 1928-1932 годы он не был включен в число городов, которые имели возможность в числе первых проводить планировку, новое строительство и реконструкцию. И как тут не вспомнить мнение Новороссийского Общества о перспективах Города.
Но тут в дело вмешались сами жители, местная советская власть и общественность (тогда такое несогласие с мнением центра ещё не преследовалось). С целью опровержения решения о консервации Города были организованы и проведены различные исследования по изучению перспектив развития промышленности, состояния загазованности, загрязнения города, состояния жилищного фонда и другие работы. Было предложено строить не новый город, а реконструировать старый, а новое строительство разместить между Сталино и Макеевкой.
Сложность разработки генерального плана объяснялась наличием разбросанных предприятий, сложными горно-геологическими условиями, сложившейся системы разбросанных заводских поселков, входящих в черту города. Кроме того, Город рос не только за счёт увеличения населения в пределах существующей территории, но и за счёт присоединения к нему окружающих его шахтных и других рабочих поселков. В 1926 году окружной центр Сталино насчитывал 105,9 тыс. жителей, а в 1932 году областной центр Сталино имел население в 202 тыс. жителей. В Городе было образовано три административных района – Сталинозаводской, Калиниский и Куйбышевский.
Генеральный план 1932 года предусматривал развитие Города вдоль двух взаимно перпендикулярных направлений: от существующего города и главной промышленной зоны. На этих осях с учётом природных условий формировались три планировочных района: Центральный (между реками Бахмуткой и Кальмиусом), Восточный и Западный. Такое построение планировочной структуры определило современный облик Донецка. В генеральном плане предусматривалось грамотное зонирование территории на промышленную и санитарно-защитную зону, территорию общественных центров, парковую зону и зону отдыха, зону внешнего транспорта и спортивную. По проекту Город представлял собой систему площадей и архитектурных ансамблей, озеленения и инженерного благоустройства.
В противовес идеям линейного города или города-сада была предложена расчленённая структура города на 380 тысяч жителей. Как показало время, архитектурно-планировочная структура генерального плана 1932 года оправдала себя и стала решающим фактором в последующем развитии Города. Реконструктивные градостроительные работы были осуществлены, несмотря на то, что проект 1932 года не был утверждён.
В 1937 году территория Города опять была расширена. В результате включения в границы города Буденовских и Петровско-Трудовских групп поселков, а также поселков Рутченково, Ветки, Мушкетово, железнодорожной станции Сталино, Лидиевки No2/7, шахты No29, Мандрыкино и других образовалось восемь административных районов: Кировский, Петровский, Буденовский, Сталинозаводской, Ветковский, Куйбышевский, Калининский, Железнодорожный. В результате постепенного расширения, а потом и территориального слияния поселков возникло несколько больших жилых массивов. Улицы этих массивов примкнули к центру города. В результате создалось явное качественное несоответствие старой центральной части и новых районов. Требовалась корректировка плана.
В основу проекта, разработанного в 1937 году, была положена идея, сформулированная в постановлении о генеральном плане реконструкции Москвы: наиболее полное удовлетворение многообразных материальных и культурных потребностей советских людей и создание благоприятных условий для гармоничного развития современного крупного города. Одноэтажный жилой фонд в центре города подлежал сносу и на его месте предполагалось строительство 4-х этажных зданий. Было решено вынести за пределы города склады, конные дворы, предприятия местной промышленности, старые кирпичные заводы, грузовую станцию, которая размещалась почти в центре города и задерживала его развитие. Одним из первоочередных мероприятий нового генплана предусматривалась реконструкция и застройка главной магистрали – улицы Артема. Ввиду того, что с 1932 года город Сталино стал областным центром, здесь осуществлялось строительство крупных административных и общественных зданий. По проекту архитектора Людвига Ивановича Котовского в 1936 году было начато строительство русского театра оперы и балета, который 12 апреля 1941 года открылся премьерой «Ивана Сусанина». В 1939 году начал функционировать кинотеатр им. Шевченко, построенный по проекту архитектора Элиазара Григорьевича Теплицкого. В 1936 году появилась гостиница «Донбасс», а в 1937 году библиотека им. Крупской и много жилых зданий, которые придали центру города особое своеобразие и представительность.
Ранее улицу Артема и центр города застраивали не менее знаменитые архитекторы. Тот же Л.И.Котовский был автором Дома Советов (нынешний Ворошиловский исполком), академик архитектуры Аркадий Григорьевич Мордвинов в 1928-1928 годах осуществил строительство Главпочтамта, академик архитектуры Алексей Николаевич Бекетов в 1937 году проектировал здание университета, академик архитектуры Александр Иванович Дмитриев проектировал здание Дворца культуры, а архитектор-художник профессор Яков Аронович Штейнберг в 1927-1929 годах построил главный корпус и студенческий городок Донецкого политехнического института. Профессор архитектуры Илья Александрович Голосов строил жилые дома и казармы для горнорабочих Донбасса, а также гастроном (Первый гастроном на ул.Артема) в Сталино. Архитектор Виктор Карпович Троценко был автором проекта поселка «Стандарт»(1924), а архитектор Н.Д.Николаев – поселка «Донская сторона» (1927).
Особую роль в ускоренном развитии Донбасса сыграло строительство железных дорог. Все без исключения города и фабрично-заводские посёлки были связаны между собой и промышленными предприятиями железнодорожным транспортом. Высокие темпы развития промышленности потребовали строительства новых железнодорожных выходов и связи с новым промкомбинатом на Днепре, с Москвой, Ленинградом и другими регионами. В связи с решением правительства в 1931-1932 годах выполнялись проектные поиски и варианты сооружения новой мощной железнодорожной магистрали, соединяющие Донбасс и Московскую область. Проектирование магистрали осуществлял Харьковский отдел Госпроекттранса. Архитектурное оформление магистрали, проектирование пассажирских станционных сооружений проводилось группой архитекторов под руководством шефской комиссии Союза советских архитекторов во главе с Моисеем Яковлевичем Гинзбургом.
Но все-таки совершенно особую роль в развитии нашего города сыграл Пётр Авсентьевич Головченко, который в период с 1933 года по 1938 год работал у нас в Городе главным архитектором. В 30-е годы, будучи архитектором Гипрограда УССР, во главе группы с инженером-архитектором Анатолием Ивановичем Станиславским, инженером В.Грищенко и экономистом М.Василевским он разработал проект «Большого Сталино», который лёг в основы всего дальнейшего развития Города. Его идеи организации архитектурных ансамблей позволили нашему Городу получить своё неповторимое обаяние, которое вдохновляло многие последующие поколения архитекторов. К сожалению, судьба определила ему невероятно короткий срок для творческой деятельности, его жизнь оборвалась в 1938 году, когда ему было всего лишь 40 лет. Его дело продолжил Людвиг Иванович Котовский — автор прекрасных зданий нашего Города, который работал на должности главного архитектора с 1938 года до своей смерти в 1946 году. На этом посту его сменил Л.Л.Берберов, проводивший большую работу по восстановлению разрушенного в годы войны Сталино, которую успешно совмещал с увлечением женским полом, за что неоднократно снимался с должности.
В дальнейшем архитектурными и градостроительными проблемами нашего Города занимались архитекторы Ревин, Шалашов, Виктор Порфирьевич Семенов, Владимир Петрович Кишкань, Анатолий Ефимович Емельянов, Николай Иванович Савичев. С особенностями застройки Города этого периода вы можете ознакомиться в материалах следующей статьи.