С давних времен в среде профессиональных (и не очень) пользователей ПК бытует выражение, что «памяти много не бывает». Конечно, как и любое ультимативное высказывание, воспринимать его нужно в контексте и со здоровой долей скептицизма, но суть явления оно передает верно.
Требования к объему оперативной памяти растут постоянно, причем темпы их роста, пожалуй, превышают требования к центральным процессорам и видеокартам. И ладно, если бы это проявлялось лишь в рабочих задачах, связанных с большими объемами данных или тяжеловесными исходными файлами — современные игры, чтобы не обращаться постоянно к жесткому диску, требуют такого объема памяти, каким пару-тройку лет ранее мог похвастаться не всякий сервер.
Пользователи быстро сталкиваются с необходимостью увеличить объем оперативки. И вопросов при этом у пользователя возникает не меньше, чем при выборе процессора или видеокарты. Давайте рассмотрим, что важно при выборе оперативной памяти, а что — нет.
Какой объем оперативки сегодня достаточен?
Как и в случае с любым другим относительным понятием, все зависит от ваших потребностей. Тем не менее, и здесь есть некоторые ориентиры. Так, «золотой стандарт» для домашнего игрового ПК на сегодня — 16 гигабайт оперативной памяти.
Кому-то это может показаться абсурдным, однако факт есть факт: современные игры даже со средними настройками графики могут легко потреблять по 8-9 ГБ оперативки. С повышением настроек графики и разрешения экрана потребление памяти пропорционально увеличивается, а если вы используете видеокарту с недостаточным объемом набортной памяти, то на современных платформах она будет использовать под свои нужды часть оперативной памяти.
Но это только игры. А ведь также стоит учитывать объем памяти, выделяемый на нужды ОС, антивируса, торрент-клиента и всего прочего софта, работающего в фоновом режиме — забывать об этом тоже не стоит.
Days Gone, запущенная в разрешении FullHD со средними настройками графики, отъедает 10 гигабайт оперативной памяти буквально с первого же кадра вступительной катсцены. И дальше аппетиты только растут: 10.7-10.9 ГБ в течение геймплейной погони, 11.5 ГБ — по ее завершению.
Red Dead Redemption II, также FullHD и средние настройки графики, стандартное сглаживание TAA — отключено вручную. Здесь за 13 минут потребление памяти возрастает не столь резко, но в течение геймплейного отрезка держится в пределах 12.2-12.3 гигабайт.
При этом обе игры запущены на видеокарте Radeon RX 6500XT, которая даже близко не является топовым решением. И настройки качества текстур, дальности прорисовки и детализации ландшафта здесь далеки от максимальных значений. Но можете поверить: с более быстрой видеокартой и более серьезными настройками графики памяти будет отъедаться только больше.
Так что обойтись 8–12 гигабайтами для игрового компьютера не получится, даже если вы рассчитываете только на FullHD и средние настройки. 16 гигабайт — это абсолютная необходимость. А уж если в планах собрать топовый игровой компьютер или машину для стримов в 4К — то 32 и даже 64 гигабайта оперативки на борту будут вовсе не лишними.
Для рабочих станций 16 ГБ — это также всего лишь лишь начальный уровень. Такого объема хватит, чтобы одновременно ретушировать фото и верстать книгу или буклет с минимумом иллюстраций, но вот пакетная обработка фотографий в высоком разрешении может потребовать и 32 гигабайта. Про монтаж длительных видео из исходников, снятых в 4К / 60 fps — и говорить не стоит. Сразу закладывайте минимум 32 ГБ, или готовьтесь к тормозам при предварительном просмотре фрагментов.
8 гигабайт — это либо «начальный» вариант, когда при сборке нового ПК объемом оперативки пожертвовали ради приобретения другого железа, либо вариант для офисного или бюджетного домашнего компьютера, на котором заведомо не планируется запускать тяжеловесные новые игры.
Как лучше набрать нужный объем: двумя, четырьмя или одним модулем?
Если говорить в общем — покупать модуль большего объема всегда выгоднее, чем набирать тот же объем из нескольких модулей. Причины вполне очевидны: количество слотов под оперативную память ограничено. Их может быть 2, 4, 6 или 8 в зависимости от контроллера памяти в вашем процессоре и ценового сегмента, к которому относится материнская плата.
Приведем простой пример: на вашей материнке всего два слота под оперативную память, и оба они уже заняты модулями по 4 ГБ. Вам попросту некуда установить еще два модуля, чтобы получить достаточный объем оперативки. А значит — теперь придется продать оба модуля по 4 ГБ, и купить две новых планки по 8 или по 16 гигабайт каждая.
Причины вполне очевидны: количество слотов под оперативную память ограничено. Их может быть 2, 4, 6 или 8 в зависимости от контроллера памяти в вашем процессоре и ценового сегмента, к которому относится материнская плата. Приведем простой пример: на вашей материнке всего два слота под оперативную память, и оба они уже заняты модулями по 4 ГБ.Вам попросту некуда установить еще два модуля, чтобы получить достаточный объем оперативки. А значит — теперь придется продать оба модуля по 4 ГБ, и купить две новых планки по 8 или по 16 гигабайт каждая.
Естественно, продать оперативную память на вторичном рынке можно: спрос на неё есть всегда. Только не стоит думать, что у вас получится продать два уже утративших актуальность «маленьких» модуля за высокую цену. И не факт, что цена двух модулей большего объёма на тот момент будет гуманной.
Представьте свои финансовые потери в таком случае, и сравните их с покупкой одного модуля на 8 гигабайт в самом начале и добавлением ещё одного модуля на 8 гигабайт чуть позже.
Но что делать, если в продаже нет модуля, аналогичного уже установленному в ПК?
Подобрать модуль другой модели и поставить его. Индивидуальная несовместимость планок, конечно, возможна, но на современных платформах встретить ее так же вероятно, как увидеть живого единорога, выйдя утром на работу.
В случае установки разных модулей оперативной памяти возможны два сценария:
- Система запустится автоматически, но на таймингах и частоте самого медленного из модулей;
- Для запуска системы вам потребуется зайти в биос материнской платы, выставив там одинаковые параметры для всех модулей памяти.
Вот так, например, выглядит работа двух абсолютно разных модулей на платформе socket AM4, мифов про работу памяти на которой ходит ровно столько же, сколько есть каналов на ютубе.
Каждый из 10 тестовых модулей работает в паре с модулем G.Skill Flare X, с которым их роднит только объем в 8 гигабайт. И ведь прекрасно работает!
А как вообще определить совместимость оперативки с компьютером? На сайте производителя материнской платы есть список, но этих модулей нет в продаже.
Списки совместимости — это всего лишь списки той оперативки, которая была в наличии у производителя, и которую он смог на этой плате запустить. Причем именно запустить в штатном режиме, а не разогнать до предела возможностей.
Естественно, ни один из производителей материнских плат не будет собирать и хранить весь перечень существующих в природе модулей оперативки, да и протестировать такое количество — та еще задача. Поэтому все «списки совместимости» имеют исключительно рекомендательный, а не ограничительный характер. Отсутствие там конкретной оперативки не значит, что система с ней не заведется, а присутствие — не означает, что с этими модулями вы сможете достичь рекордных частот и таймингов.
Вопрос: А еще в магазине у процессора написано «2xDDR4-2400 МГц», это значит, что с ним можно поставить только два модуля с частотой в 2400 МГц, иначе ничего работать не будет?
Ответ: Нет, не значит. «2x» здесь означает, что процессор использует двухканальный контроллер памяти, то есть доступ ко всему банку оперативки осуществляется сразу по двум каналам, за счет чего возрастает скорость операций с памятью. Грубо говоря — представьте себе такой странный заварочный чайник сразу с двумя носиками, наливающий содержимое в две чашки одновременно.
Существуют также 3-канальные (последнее появление в десктопном сегменте — платформа Intel LGA 1366) и 4-канальные (LGA 2011, 2011-3, 2066, socket TR4), и даже 8-канальные (Socket TRX4) контроллеры памяти — там, соответственно, у процессоров будет надпись «3xDDR», «4xDDR» или «8xDDR».
В любом случае это никак не ограничивает количество слотов оперативки, которое можно занять модулями. С любым процессором можно использовать хоть один, хоть все слоты сразу.
С частотой все несколько сложнее. Отдельные центральные процессоры действительно не могут работать с частотой выше паспортной, а другим этого не позволяют некоторые чипсеты материнских плат. О таких нюансах мы поговорим ниже в соответствующем разделе.
Вопрос: А я поставил память с частотой в 2400 МГц, а она только на 1200 работает — это память с моей материнкой несовместима?
Ответ: 1200 МГц, умноженные на два — это и есть 2400 МГц. Равно как 1600 — это 3200 МГц, а 1733 — это 3466 МГц. И так далее.
Память стандарта DDR, который расшифровывается как Double Data Rate, вводит в обиход такие понятия, как «реальная» и «эффективная» частота. Реальная частота — это то, что мы видим в диагностических утилитах и различном софте для мониторинга параметров системы. И она ровно в два раза меньше заявленной в паспорте.
Однако DDR как раз и отличает удвоенная скорость передачи данных по сравнению с памятью SDRAM на той же частоте. Иначе говоря, DDR на 100 м дает такую же скорость, какую выдавала бы SDRAM на частоте в 200 МГц. Отсюда и возникло понятие эффективной частоты, сохраняющееся уже в четвертом поколении DDR. И, скорее всего, эта традиция не прервется и в следующих поколениях.
Вопрос: А вот 1066 МГц если на два умножить — все равно только 2133 получается. Почему так, если заявлено 3000 МГц?
Ответ: Паспортная частота оперативной памяти — понятие тоже двойственное, хотя и несколько в другом смысле. Заявленные производителем значения могут соответствовать либо XMP-профилю, если таковой у планок присутствует, либо стандарту, присвоенному этим модулям JEDEC.
По умолчанию любой модуль запустится на той частоте, для которой был стандартизирован. Кстати, не обязательно это будет 2133 Мгц — есть планки, сертифицированные для работы на 2400 и 2666 Мгц и даже на более высоких частотах. Возьмем в качестве примера модуль памяти G.Skill Aegis F4-3000C16S-8GISB — там как раз 3000 МГц.
Эти 3000 МГц — это именно XMP-профиль, который по умолчанию выключен и его нужно активировать вручную в биос вашей материнской платы. По умолчанию же модуль запустится на частоте в 2133 МГц. И это не будет означать, что память «несовместима» с вашей материнской платой, или что ваш процессор настолько «плохой», что не может работать с памятью на более высокой частоте. Это будет означать лишь то, что вы еще не включили профиль и только.
Кстати, если XMP-профиля у планок нет — такое часто встречается у OEM-планок, не относящихся к «именным» сериям, а также просто у бюджетных моделей — разогнать и/или подобрать более интересные тайминги можно вручную.