Много легенд сложено об этом чуде природы. И вот одна из них:
Провинился чем-то богатырь Богур перед Аллахом, и тот наказал его: повелел вырвать руками из ближайшего горного кряжа камни и сложить из них на берегу Молочной реки гору такой высоты, чтобы с нее во все стороны была видна степь.
Исполняя волю Аллаха, Богур рвал из кряжа громадные камни, переносил их на себе и складывал в указанном месте один на другой. Чтобы скорее закончить работу, прибегнул он к хитрости: неплотно складывал камни. Больше половины работы уже было сделано, когда Богур, втаскивая очередную глыбу, оступился и провалился в одну из оставленных им между камнями щелей, завяз там и умер с голоду. Такая кара постигла его за желание обмануть Аллаха. И приказал Аллах ветру засыпать песком все щели и накрыть тело богатыря, кости которого и поныне находятся там.
В геологическом и историческом плане Каменная Могила – один из уникальнейших памятников подобного рода. Это останец песчаника Сарматского моря третичного периода (XIV-XII млн. лет до н.э.), которое занимало территорию Черного, Азовского и Каспийского морей. Миллионы лет назад здесь была песчаниковая отмель. Позднее, когда возникло Понтийское море, на этом месте образовались известняковые отложения, в толще которых был найден зуб мамонта (на территории современного села Терпенье). Море ушло, воцарилась пустыня. Появились красно-бурые глины, содержащие железо и марганец. Впоследствии здесь образовалась впадина реки пра-Молочной, воды которой проникли в глубь земли, а оксиды железа и марганца выходили на поверхность, образуя каменистую породу. Так постепенно возник на этом месте песчаниковый монолит. В период таяния ледника на севере (граница его достигала района современного Днепропетровска) «большая вода», стекая к югу, образовала долины рек. Вследствие естественного углубления русла реки Молочной огромный остров оказался на поверхности долины. Под воздействием воды и ветра первичный щит песчаника раскололся, а его обломки сползли по песку, и возник своеобразный каменный холм. С течением времени плиты приобрели удивительные формы и очертания. Сегодня на многих из них можно увидеть отпечатки моллюсков Сарматского моря. Однако это не беспорядочное нагромождение плит, а правильно развалившийся каменный панцирь, образовавший пещеры и гроты, которые оказались очень удобными для отправления культовых обрядов древних людей.
Большой каменный холм в степи привлекал людей как явление необыкновенное, фантастическое. И сознание, очевидно, волновал вопрос: как холм мог возникнуть в выжженной солнцем степи? И доминировал, несомненно, иррациональный ответ. Первобытные люди обожествляли горы. У многих народов существовал «культ горы», где якобы обитали боги. Возникнув в глубокой древности, этот культ был унаследован многими цивилизациями, классическим примером может служить древнегреческая гора Олимп, на которой собирался весь пантеон античных богов. В древнем Киеве поклонение богам Перуну, Хорсу и Макоше также совершался на горе.
Следов культовых отправлений Каменная Могила имеет очень много. Это и обрядовые места разных исторических эпох, и наскальные рисунки. Именно они, тысячи изображений, выбитые и прочерченные на плитах гротов и пещер, обеспечили мировую славу Каменной Могиле. Тут можно увидеть и достаточно определенные изображения, и таинственные кружева шаманских знаков: от мамонта до всадников – удивительный диапазон почитания нерукотворной горы. По древнейшим верованиям, обряды, совершаемые жрецами-волхвами перед изображениями животных, способствовали удачной охоте, защищал людей и их жилища от стихийных бедствий.
На самой вершине холма расположено священное место – древний алтарь, где совершались религиозные обряды. Особо следует отметить такой немаловажный факт, что уентральное святилище на Каменной Могиле сооружено не только по всем традиционным канонам – быть «отовсюду открытом для взоров», но и расположено на точке энергетического «столба» с положительным зарядом. Это подтверждено верховным ламой Непала линии Карма Кагью Ринпоче Лопен Чечу, посетившим Каменную Могилу летом 1995 года.
Первые сведения об удивительном памятнике природы и древней культуры относятся к концу XVIII столетия: в 1778 году русский полководец А.В.Суворов назначил возле Каменной Могилы место для почтовой станции. В 1793 году на карте Мелитопольского уезда Таврической области памятник природы был обозначен как «Камень-Ююн-Таш» (в переводе с тюркского означает «гора, сборный камень»).
Долгое время в исторической литературе о Каменной Могиле и ее наскальных рисунках, хранившихся на потолках гротов и пещер, не было каких-либо упоминаний. Только в 1837 году, когда здесь побывал академик П.И. Кеппен, появилось сообщение об удивительном памятнике «Каменная Могила». «Каменная Могила. Так в Мелитопольском уезде называется бугор, состоящий из огромных груд песчаника, и находится на правом берегу реки Молочной… Взгроможденные тут природою камни то выступают из земли вертикально, то, склоняясь в противоположные стороны, образуют как бы навесы. В одном месте меж скал, поросших мхом, находится промежуток вроде улицы, шириною в 2 или 3 аршина, и тут-то некогда был вход к пещере, в коей один из моих проводников, бывший в детстве пастухом, и нередко с товарищами здесь прохлаждавшийся, видел на стенах надписи, из коих одна была длиною в аршин или более, составляя одну строку; в других местах были иссечены отдельные слова. Вход к этой пещере занесен песком около 1822 года».
Спустя 50 лет появляется новое сообщение об уникальном памятнике. Археолог Н.И. Веселовский, известный своими сенсационными раскопками скифских курганов, в конце XIX века побывал на Каменной Могиле и частично исследовал древние изображения в ее гротах и пещерах. Несколько лет спустя в отчетах Археологической Комиссии появилось следующее сообщение: «Поводом, по которому пришлось обратить на курган внимание, послужило случайное открытие в песке пяти серебряных монет московского периода возле одной пещеры, отличающейся большими размерами против других. Слух о находке быстро распространился, крестьяне устремились на поиски, стали вырывать песок из пещеры, отыскивая клад, взрывали ее порохом и продолжали работы до тех пор, пока чуть было не убило одного из крестьян. Вместе с тем проник слух в печать, что в пещере имеются фрески. Раскапывая в 1889 году курган в Шульговке (ныне село Новониколаевка Мелитопольского района), профессор Санкт-Петербургского университета Н.И. Веселовский для проверки слухов ездил туда и, из сообщений местного священника, неоднократно пробиравшегося в пещеру, узнал, что в ней находятся не фрески, а высеченные на потолке изображения какой-то птицы и зверя… Так как пещеру и ход в нее затянуло песком, то тогда… нельзя было проникнуть в нее, и он занялся исследованием «Каменного» кургана в 1890 году.
Первоначально была очищена главная пещера под громадным камнем, имевшим упоры по сторонам. Вход в нее образовали два камня, неплотно прилегавшие друг к другу. Через этот ход и вычерпали песок ведрами. Впоследствии обнаружился другой вход в пещеру, параллельный первому, несколько шире… Вскоре пришлось оставить работу вследствие того, что с боков пещеры обвалились два камня по 10 пудов весом. Потому ли что жители села (Терпенье) пороховыми взрывами расшатали пещеру, или вследствие того, что рабочие, подрывая песок, плотно слегшийся по краям пещеры, ослабили основания ее, только она стала опасною и угрожала осунуться. Рабочие не успели расчистить ее настолько, чтобы можно было произвести точные измерения, в пещере можно было свободно сидеть, а местами даже стоять. На потолке нацарапаны довольно глубоко, местами в полвершка, пересекающиеся прямые и изогнутые линии. Подобные же фигуры оказались и в другой небольшой пещере, возле так называемого «богатырского памятника»… Эти насечки жители и приняли за надписи.., в другой пещере, тоже довольно длинной, оказались грубо высеченные вглубь изображения козлов и лошадей».
В дореволюционной России никто не обратил должного внимания на уникальные рисунки Каменной Могилы. Они были надолго забыты, хотя уже тогда смогли стать в один ряд с выдающимися образцами первобытного искусства Западной Европы.
Поворотным пунктом в истории изучения памятника первобытной культуры стали 1936-38 годы, когда в Южной Украине работала Азово-Черноморская экспедиция под руководством О. Н. Бадера. В гротах и пещерах Каменной Могилы ученые открыли уникальные изображения: быка в гроте «Мамонта», «плиты стоп», «конские плиты», линейно-геометрические изображения и др., которые позволили воссоздать быт и духовную культуру древних народов, населявших нашу степь.
В 1950-х годах в Северном Приазовье, в долине реки Молочной, намечалось строительство Молочанского водохранилищ, которое позволило бы провести орошение безводного степного края. В зону затопления попадал и уникальный памятник. В связи с этим Академия наук УССР создала комплексную Мелитопольско-Терпеньевскую экспедицию во главе с известным украинских археологом Н.Я. Рудинским. С 1951 по 1957 гг. на Каменной Могиле проводились исследования, позволившие по-новому взглянуть на культурно-исторические комплексы древних рисунков. Так, хронологический диапазон рисунков был определен эпохой неолита-бронзы (VI – начало I тыс. до н.э.).
В 1961 и 1963 годах на Каменной Могиле работу продолжили В.Н. Гладилин и Б.Д. Михайлов, открывшие новые гроты, а также в гроте Быка новые рисунки быков, людей, линейно-геометрические начертания и т.д. В.Н. Гладилин датировал петроглифы периодом от эпохи мезолита до эпохи бронзы, то есть X-II тыс. до н.э.
Десять лет спустя (1971-1973 гг.) Каменную Могилу изучала Приазовская археологическая экспедиция АН УССР совместно с Мелитопольским краеведческим музеем (руководители В.Н. Даниленко и Б.Д. Михайлов). Были открыты гроты Колдуна и Чуринг, на потолках которых находились позднепалеолитические гравировки: рисунки мамонта (?), оленя, колдуна и т.д.
С 1983 по 2004 год исследования памятника проводил Б.Д. Михайлов. Результатом полевых работ явилось открытие 15 новых гротов и пещер (№ 36-б, №51-б, №№53-65). Особенно среди них выделяются пещеры №36-б (пещера Бизона) и №51-б (пещера Мистерий) с позднепалеолитическими изображениями мамонта, птицы, бизона, лошадей. Впервые в Каменной Могиле, в пещере №36-б, найдены мезолитические живописные рисунки оленя, оленихи, лучника и женщины. Порадовала и пещера Подковы (№53) с многочисленными изображениями эпохи ранней-средней бронзы, среди которых — человеческие стопы, подкова, животное (конь?) в маске оленя. А пещера №54 содержала рисунки водоплавающих птиц и животных (овцебыки?). Уникальным оказался грот Дракона (№55), в глубинах которого сохранилась скульптура головы ведического дракона Вритру. Примечательным фактом стала находка песчаниковых плит с изображением древних «письмен», датируемых VI – началом IV тыс. до н.э.
Исследования ученых привели к открытию 65 гротов и пещер, на потолках которых обнаружено несколько тысяч редчайших наскальных изображений. Глубоко реалистические рисунки дают представление о хозяйственной деятельности первобытных людей Южной Украины, их духовной культуре.
В наши дни Каменная Могила стала местом массового туризма, сюда приезжают из разных концов страны и из-за рубежа многочисленные любители «седой старины». С северной стороны у подножья холма расположено здание музея «Первобытное искусство Каменной Могилы», где собраны уникальные экспонаты истории жителей южных степей от эпохи позднего палеолита до бронзового века и средневековья.
Исходя из уникальности степного феномена и исторической ценности петроглифов Каменной Могилы как памятника природы и первобытного искусства и культуры, Совет Министров Украины в 1954 году своим распоряжением объявил территорию в 15 га вместе с песчаниковым холмом заповедной зоной Академии наук Украины. В 1968 году эта территория причислена к памятникам природы республиканского значения. По поручению Совета Министров Украины в 1986 году Министерство культуры Украины создало Государственный историко-археологический музей-заповедник «Каменная Могила», заданием которого является изучение, охрана и пропаганда памятника.
Основателем и первым директором музея стал Борис Дмитриевич Михайлов – заслуженный работник культуры Украины, доктор философии, ведущий специалист по наскальному искусству. Благодаря работе Бориса Дмитриевича «Каменная Могила» заняла свое достойное место: постановлением от 27 декабря 2001 года Государственный историко-археологический музей-заповедник «Каменная Могила» отнесен к объектам культурного наследия и внесен в Государственный реестр недвижимых памятников Украины. В 2007 году «Каменная Могила» стала Государственным историко-археологическим заповедником, а указом Президента Украины №815 от 10 сентября 2008 г. историко-археологическому заповеднику «Каменная Могила» присвоен статус Национального. Археологический комплекс «Каменная Могила» претендует на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Много времени отдал Борис Дмитриевич строительству музейного комплекса «Каменная Могила», где представлены уникальные предметы и рисунки древних людей от эпохи палеолита до средневековья, эскизный проект на создание которого был разработан Б. Д. Михайловым лично.
В витринах музея выставлены многочисленные экспонаты древнего искусства и материальной культуры, характеризующей хозяйство и быт наших предков: орудия труда, керамическая посуда, оружие, чуринги, скульптуры, а также наскальные рисунки.
Большую часть экспозиции занимает эпоха меди-бронзы. Тут представлены экспонаты быта и культуры первобытных людей. Особое место занимают петроглифы, увековечивающие духовную культуру и верования древних жителей уникального памятника. Экспонаты свидетельствуют, что образы животных занимают значительное место в религиозных представлениях как животноводов, так и земледельцев. Очень много места уделено образу «Дождевого Быка», Богине смерти Мергер-Сегер, Солнечной ладье Бога Ра, геральдическим знакам, Богу Агни, дракону Вритру, Богу-герою Индре.
На сегодняшний день проведены охранные работы по сохранению памятника: восстановлен древний биоценоз, на заповедной территории создан лапидарий, готовится музеефикация гротов и пещер, создана научно-популярная экспозиция, на основе которой ведется экскурсионная работа по обслуживанию посетителей как из Украины, так и из разных стран мира.
Не проходят мимо Каменной Могилы представители различных религиозных конфессий, которые приходят сюда, чтобы коснуться истории веры и духовности, поклониться «Священному холму», что хранит память о прошлом индоевропейцев от времен Аратты до наших дней. Особенно ярко проходят языческие праздники и обряды. Да и все, кто побывал возле «Священной горы», ощущают заряд духовного очищения на долгие годы, вспоминая землю пращуров, которая греет души, ведет в будущее…