Старинные церкви Луганской области. Их судьбы не оставляют равнодушными даже самых непримиримых атеистов. Кто-то озабочен сохранением памятников сакральной архитектуры. Кого-то волнует восстановление исторической справедливости. И все удивляются кощунству, с каким много лет назад наши предки рушили и оскверняли святыни.
Правда, некоторые из них прятались за весьма сомнительным оправданием. Это те, что превращали культовые сооружения в учреждения культуры. Дескать, все равно помещение продолжает служить духовности, «формируя моральный облик членов общества». Ломались взгляды и традиции, коверкались человеческие жизни, и даже здания порой не выдерживали такого напора. Неужели все в угоду духовности?
До 1907 года в Сватовской, Нижне-Дуванской и Мостковской волостях Харьковской губернии (ныне территория Сватовского района) из 80 населенных пунктов в девятнадцати селах действовали православные храмы. В деревне Фомовка был женский Успенско-Серафимовский монастырь. До наших дней «дожили» только шесть храмов: в Сватово, Меловатке, Кармазиновке, Свистуновке, Мостках (частично разрушен), Коломыйчихе (до сих пор в здании расположен спортзал). И все-таки хочется сделать акцент на истории именно тех церквей, которые по воле власть имущих приобрели второе наименование и трансформировались в народном сознании в «храмы-клубы». В отношении них это двойное понятие кочует из поколения в поколение сватовчан. Людская память крепка.
Андреевская церковь находилась в центре базарной площади (ныне площадь Злагоды) слободы Сватова Лучка. Ранее в этом здании, построенном в стиле русского классицизма, располагался штаб кирасирской дивизии. После ликвидации военных поселений сооружение перешло во владение Сватово-Лучской общины, которая с помощью богатых слобожан переоборудовала его под храм. В 1869 году его освятили во имя Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста, а затем в честь преподобного мученика Андрея Критского. Поэтому больше он известен как Андреевский. Церковь действовала до 1935 года, когда согласно директивам того времени была закрыта, а после реконструкции стала помещением районного Дома культуры имени Кирова. Спустя сорок лет старое помещение церкви (РДК) сгорело и его демонтировали. Сегодня об уникальной церкви напоминает лишь холм в парке имени Титова, на котором она и возвышалась.
Конечно, ничего вечного в мире нет. Пришел срок — и здание отслужило свое. Но верить хочется в другое. Нет, не в Божью кару. В самовоспламенение сооружения, пережившего военных, богослужения и песни-пляски. Способно ли вообще что-нибудь пережить подобные радикальные метаморфозы? А Божий гнев обрушивается не на здания, а на людей, «не ведающих что творят». Возможно, оттого и мытарствуем мы, нынешние, в поисках духовного стержня — неполученного, незаложенного или потерянного. Чем не кара?
В бывшем волостном и районном центре Мостки первую церковь, Свято-Троицкую, построили в 1800 году. Ни описаний, ни фото второй, Покровской, что действовала на въезде в село со стороны Сватово, не сохранилось. А вот Троицкий храм стоит и поныне, да и повидал многое. Расскажет ли?
В местном школьном музее записана хронология его возникновения и преобразований. Сначала это была деревянная церковь. В 1820 году на ней появилась колокольня. В 1862-м храм «обновили» (вероятно, сделали косметический ремонт). И только через четверть века рядом возвели каменный, добротный. Закрыли его в 1937 году. В музее есть и ксерокопии двух фотографий святыни того времени, на одной из которых — священник Тимофей Павленко, репрессированный и отбывший впоследствии за решеткой десять лет. Рядом — дьякон (фамилия неизвестна), по свидетельствам старожилов, его как врага народа расстреляли в том же 37-м. Фотографии разрешил скопировать кто-то из местных хранителей. Отдать реликвию музею люди, понятно, опасаются. Вдруг политика в отношении храмов опять поменяется. Когда закрывали церкви, народ едва успевал спрятать самое ценное — иконы, утварь. Не до фотографий было. Так что береженого, как говорится…
Купола, кресты, колокола снесли, а в бывшее культовое помещение вселился Дом культуры. Здесь он квартировал до 1987 года, пока в двух шагах от него не построили новое здание клуба. Но и тогда помещение не вернули церкви, в нем разместился спортзал. В это время я жила в Мостках и часто слышала от местных жителей, как они называли это здание «старым клубом». Про себя же отмечала, что оно, скорее, похоже на храм. Позже узнала: действительно, там когда-то был храм, но люди говорили об этом неохотно. Слишком тяжелой оказалась память свидетелей смутных лет.
В 1991 году Троицкую церковь вновь освятили. Она находится у дороги, и увидеть ее несложно. На крыше перед входом появился небольшой крест. Вблизи — Дом культуры (тот, которому двадцать лет). По словам селян, он — в аварийном состоянии (крыша течет, не отапливается и прочее). Хотя по-прежнему в его стенах проводятся дискотеки и другие мероприятия. Соседство храма, по-видимому, никого не смущает. Правда, теперь кое-кто из местных называет его «старым спортзалом» и с удовольствием рассказывает о том, каких замечательных спортсменов взрастили в этих стенах. И такая память существует. Духовная ли?
Еще по одному адресу направилась в село с удивительным названием Преображенное. Наверняка, имя свое населенный пункт получил от храма, расположенного на его территории. Потому первый вопрос местным жителям: «Есть ли у вас старинная церковь?» А они указывают на Дом культуры вполне современной архитектурной формы. Заметив мое удивление, поясняют: мол, перестроили из бывшей церкви. От работников ДК узнала и историю «преображения».
Преображенский собор начали строить в 1905 году и продолжали строительство до 1922 года. А в 22-м его закрыли. Долгое время помещение стояло невостребованным. Не решался народ использовать его не по назначению. Дом культуры скитался по разным зданиям до 1950 года. Потом силами колхоза «Большевик» бывшую церковь переоборудовали под клуб. Да такую художественную самодеятельность там организовали, что ее участники ходили на репетиции из всех окрестных сел.
В 1988 году по инициативе тогдашнего председателя колхоза Виктора Афанасьевича Мушнина ДК начали расстраивать. Сами чертили проект будущих помещений, в которых было бы удобно и местным артистам, и приезжающим гастролерам. Сейчас только с тыльной стороны современного здания можно определить, что осталось от церкви по характерной старинной кладке на двух уцелевших стенах.
Несмотря на скудное финансирование, здесь по-прежнему кипит культурная жизнь. Для большинства преображенцев их родной ДК — настоящий храм. Сюда они идут за духовным. Через дорогу от клуба — небольшое, приспособленное под богослужения помещение. По большим церковным праздникам приезжает в Преображенное батюшка, и тогда селяне идут за духовным… через дорогу.
В балансировке между храмом и клубом проходит наша жизнь. Мирская и суетная. С трудом претендующая на духовную.
Ирина ЛИСИЦЫНА, «Наша газета». Иллюстрация – “Малые Карелы – 4” – Олега Пустовойта.